В рамках конференции свой доклад на тему «Рекомендации: конверсия без навязчивости» представил сооснователь исследовательской компании Data Insight Фёдор Вирин.
Рекомендательные системы используют сотни магазинов и сервисов. Обычно они рассчитывают таким образом повысить конверсию. Для того чтобы понять, оправданы ли эти ожидания, специалисты Data Insight провели оценочное исследование использования рекомендаций в магазинах Рунета.
Для этого была сформирована выборка из 250 крупнейших российских интернет-магазинов. Это довольно большой сегмент Рунета, учитывая что на топ-1000 магазинов приходится 85% всех заказов.
На основе данных выбранных магазинов за май 2015 года был проведён анализ того, как на их статистике отражается использование рекомендательных систем.
В ходе исследования было выделено 28 видов рекомендаций, используемых магазинами. При этом важно отметить, что видео (отзывы, обзоры) не имеет строгого отношения к рекомендациям, хотя его использование также изучалось.
Полученные результаты показали, что большое количество российских интернет-магазинов не использует рекомендательные системы, а доля ретаргетинга катастрофически снижается от крупнейших магазинов к более мелким.
Как видно на слайде ниже, главная страница слабо используется для продвижения товаров. 23% интернет-магазинов не используют никакие рекомендательные сервисы на главной странице.
Фёдор Вирин обратил внимание слушателей на тот факт, что использование модуля «Вы недавно смотрели» на главной странице повышает конверсию на 31%, а «У нас недавно купили» – понижает конверсию на 17%.
Практически все интернет-магазины (99%) концентрируют свои рекомендательные сервисы на страницах товаров, при том что большая часть пользователей, прежде чем принять решение о покупке, склонна обращать внимание на подобную информацию на главной странице сайта. Когда же человек совершает переход на страницу товара, он, как правило, уже останавливает свой выбор на конкретной модели и марке товара.
Использование рекомендательных систем в карточке товара можно считать практически бесполезным.
На странице корзины две трети магазинов (69%) не размещают никаких рекомедаций, стимулирующих допродажи. В то время, как офлайн-магазины делают упор именно на импульсных покупках (товар у кассы и т.п.). По сути, это такое же предложение апсейла.
Результаты исследования выявили, что в Рунете рекомендательные сервисы используются крайне редко, чего не скажешь о ситуации на рынке Запада.
На слайде ниже представлена обобщённая статистика топа-50 российских интернет-магазинов по числу заказов:
Самой большой категорией по количеству магазинов в Рунете является Бытовая техника и электроника (БТиЭ).
На эту категорию приходится примерно 40% продаж по количеству заказов и чуть больше в деньгах.
Кроме того, в Рунете БТиЭ – один из наиболее развитых сегментов в плане использования рекомендательных сервисов. В этой категории работают практически все рекомендации, кроме новинок. Это связано с тем, что товары этого класса люди выбирают не в магазинах, а на Яндекс.Маркете. Поэтому не настолько важно рекомендовать им новинки.
Второй крупнейшей по размеру категорией в Рунете являются интернет-магазины, работающие в сегменте Fashion.
В этой категории эффективно работают персональные рекомендации на карточке товара.
В категории БТиЭ люди сначала выбирают товар, а затем магазин, в котором они будут его покупать. В категории Fashion они сначала определяются с магазином, а потом начинают выбирать товар. В этом принципиальная разница между этими категориями. Это две разные модели поведения пользователей при выборе товара (детские товары, отделочные материалы, продукты питания и доставка готовой еды работают по тому же принципу).
Основные выводы исследования Data Insight:
Комментарии