Автор: Райан Хасер (Ryan Huser) – исполнительный директор агентства Ayima и SEO-консультатнт. Сын сотрудника ВВС США и дизайнера интерьеров, Райан Хасер сумел воплотить в своих онлайн-разработках идеальное сочетание качественного технического исполнения с безупречным дизайном и юзабилити сайтов.
На первый взгляд разбивка документа на страницы может показаться весьма сложным процессом - особенно, если речь идет об организации контента в электронных изданиях, интернет-магазинах и на форумах. Как известно, грамотно выполненная разбивка содержания сайта на страницы помогает индексации ресурса и отдельных его страниц в ведущих поисковых системах.
В статье будут описаны наиболее распространенные ошибки и вопросы, с которыми неизбежно сталкиваются практически все специалисты отрасли, осуществляя разбивку сайта на страницы.
Итак, что же такое постраничная навигация (pagination)? Если говорить в общем, так называют разбиение большого блока контента на множество более мелких, с последующим указанием взаимосвязей между отдельными URL. Так, разработчики торговых сайтов, как правило, разделяют на несколько страниц списки товаров в категориях, содержащих большое количество элементов. Создатели новостных и издательских сайтов обычно размещают на нескольких страницах длинные статьи. В блогах и форумах ветви обсуждений, как правило, разделяют на несколько последовательных URL-ов. При этом, особенность блогов и форумов заключается в «обратной нумерации» страниц – то есть пользователю на главной странице показываются более свежие обсуждения.
«Олично!» - возразите вы. – «И что же здесь такого сложного?». Главная проблема состоит в том, что для SEO постраничная навигация имеет особенное значение, ведь неграмотное разбиение контента на страницы может стать одной из основных причин плохой индексации ресурса в поисковых системах, в частности, в Google. В то время как идеально выполненная пагинация становится весьма эффективным инструментом для поискового продвижения ресурса.
Перейдем, однако, к рассмотрению типичных проблем, возникающих у вебмастеров и оптимизаторов в ходе разбиения контента на страницы:
Ограничения, связанные с особенностями работы краулеров – когда поисковый робот Googlebot исследует ваш сайт, глубина сканирования содержимого веб-страниц зависит от авторитетности сайта и ряда других факторов. Вот почему, если ваш сайт содержит огромное количество страниц, вероятность индексации абсолютно всех URL-ов вашего ресурса стремится к нулю.
Проблемы дублирующегося содержания страниц – нередко встречается, что различные страницы сайта содержат аналогичный контент. В добавок к этому, на сайте могут встречаться идентичные тайтлы и мета-описания. Дублированный конент может стать причиной того, что Googlebot исключит из индекса целый ряд подобных страниц.
Скудный контент сайта – в ряде ситуаций, к примеру, если сайт содержит множество однообразных статей или дублирующиеся описания товаров, и при этом каждый блок подобного контента разделен на несколько страниц, индексирующихся отдельно друг от друга, владелец ресурса сильно рискует. Поисковые алгоритмы могут расценить контент как слишком скудный, спамный или низкокачественный и понизить или вовсе исключить ресурс из выдачи.
Постраничная навигация с учетом поискового индекса
Итак, как же грамотно осуществить постраничную навигацию? Прежде всего, важно позаботиться об улучшении дизайна сайта. Если вы работаете над сайтом электронной коммерции – постарайтесь оптимизировать блоки контента, разделенного на страницы. С этой целью важно:
1. Увеличить число категорий – это позволит вам сократить количество страниц в каждом блоке контента.
2. Увеличить число позиций товаров, размещаемых на одной странице – это даст возможность сократить общее число страниц в серии пагинации;
3. Проставить ссылки на все связанные страницы внутри серии, начиная с первой страницы – это существенно облегчит процесс сканирования ресурса краулером.
Несмотря на все трудности и проблемы, которые может повлечь за собой технически неверно осуществленное разбиение блоков на страницы, в руках у вебмастеров и оптимизаторов – целый арсенал возможностей, позволяющих ресурсу даже с самой сложной и разветвленной структурой успешно проиндексироваться в поисковой системе.
Перечислим наиболее эффективные инструменты:
Вариант 1. Удалите ненужную часть пронумерованного контента из индекса.
Существует множество случаев, когда наилучшим вариантом для оптимизатора будет просто-напросто убрать весь лишний контент из индекса. Так, если на страницах нет никакого уникального контента, они не особенно важны для продвижения ресурса в выдаче, однако при этом их содержание проиндексировано и доступно для поиска – оптимальным решением будет добавить в раздел head каждой страницы серии тег , за исключением первой страницы. Тег "FOLLOW" отвечает за управление поисковыми роботами при индексировании документа, а его применение гарантирует то, что каждой странице из серии будет передаваться показатель Page Authority, при этом в индекс не попадут нежелательные страницы серии.
Преимуществом использования данного варианта является то, что он идеален для ситуаций, когда оптимизатору не выгодно, чтобы в индекс попадали абсолютно все страницы серии. Недостаток также очевиден – из поискового индекса «вылетает» весьма существенная часть контента.
Вариант 2. Создайте видимую страницу типа “View-all” («Показать все») и укажите ее в качестве канонической для всех страниц серии, используя тег rel=“canonical”.
После того, как вы создали страницу типа “View-all” и указали ее в качестве канонической, добавив атрибут rel="canonical" в раздел каждой пронумерованной страницы серии, тем самым связав ее с канонической страницей. К примеру, так: . При таком подходе поисковая система, в частности Google, будет рассматривать каждую страницу, серии, связанную со страницей «Показать все» как часть контента этой страницы. На практике это означает следующее: если поисковый запрос будет релевантен блоку контента, размещенному на одной из страниц серии, в выдаче будет появляться страница типа “View-all”.
Отметим, что для Google данный способ является предпочтительным: руководствуясь мнением, что пользователям удобно просматривать всю статью или категорию на одной странице, поисковик отдает предпочтение именно такой структуре постраничной навигации. В случаях, когда поиск «решает», что пользователь ищет именно такой вариант размещения контента, в результатах поиска отображается страница «Показать все».
Главными преимуществами данного варианта является простота использования метода, «дружелюбие» со стороны Google, последовательная и репрезентативная связь блоков контента между собой, удобная навигация с точки зрения пользователя. Явные недостатки метода: невозможность применения для больших блоков контента и крупных серий страниц; нежелание владельцев коммерческих ресурсов размещать на странице «Показать все» все существующие на сайте товарные позиции и предложения.
Вариант 3. Применяйте атрибуты Rel=“prev”и Rel=“next”, чтобы обозначить связь между несколькими URL
Возможно, этот вариант покажется специалистам отрасли более сложным, чем предыдущие – однако он является наиболее универсальным из всех трёх способов. Использование данной разметки позволяет Google установить то, что содержание данных страниц связано логической последовательностью, и впоследствии направить пользователя на начальную страницу. Рассмотрим, как это работает на примере следующей схемы:
Используя HTML-атрибуты rel="next" и rel="prev", вебмастер устанавливает взаимосвязь между отдельными URL. Благодаря применению данной разметки, Google может определить, что содержание данных страниц связано в логической последовательности.
Технически это выглядит следующим образом: начиная со Страницы 1 специалист добавляет тег, указывающий на следующую страницу в раздел предшествующей страницы HTML. В результате получаем последовательность:
Страница 1:
Это первый шаг работы – для начальной страницы, указывать атрибут rel="prev" не требуется. На второй и третьей страницах необходимо добавить ссылки, указывающие на предыдущий и следующий URL.
Для Cтраницы 2:
Комментарии