«Яндекс» нашел свое все: «золотую акцию» поисковика получил Сбербанк. В результате государство обрело уверенность, что стратегический актив не достанется кому не надо, а акционеры компании — что кто надо больше не будет на него претендовать. Депутат «Единой России» называет это «жестом доброй воли»
О сделке вчера сообщили «Яндекс» и Сбербанк. Материнская компания «Яндекса» — голландская Yandex N. V. выпустила приоритетную акцию. «Яндекс» провел конкурс между несколькими госкомпаниями, и в нем победил Сбербанк, как «государственный, публичный и не имеющий прямых интересов в интернете и медиа». Он получил акцию по символической цене — 1 евро.
Акция дает только одно право: накладывать вето на продажу более 25% акций «Яндекса». Механизм такой: если кто-то из акционеров соберет существенный пакет акций и решит его продать, этот вопрос будет вынесен на совет директоров «Яндекса», тот поставит в известность Сбербанк и правление банка примет решение, разрешить сделку или заблокировать, рассказывает представитель «Яндекса» Михаил Ушаков. Места в совете директоров у Сбербанка не будет, участвовать в управлении компанией он не будет. Продать приоритетную акцию без согласия совета директоров «Яндекса» Сбербанк не сможет.
Похожий механизм недавно был введен в «Росгосстрахе». Президент исключил его из списка стратегических предприятий, а взамен государство получило «золотую акцию», дающую право вето по стратегическим вопросам.
Передать акцию госбанку — инициатива «Яндекса», говорит Ушаков. Такая схема, по его словам, позволит сохранить принципы управления, заложенные основателями: когда ни одна группа акционеров не может принимать решения о развитии компании единолично. Близкий к акционерам «Яндекса» источник добавляет: это, с одной стороны, предохранит «Яндекс» от недружественного поглощения, с другой — гарантирует, что у него не появится непонятный государству «соинвестор».
«Такое решение акционеры Yandex N. V. приняли для обеспечения прозрачности при изменении состава акционеров в рамках подготовки к первичному размещению акций», — говорится в пресс-релизе. Планов по размещению «Яндекс» не раскрывает. Компания собиралась разместиться на NASDAQ прошлой осенью, но этому помешал кризис.
В прошлом году «Яндексом» заинтересовались власти. Кремлевские чиновники высказывали озабоченность тем, что владеющие пакетами иностранные фонды рано или поздно захотят их продать и тогда возникнет вопрос, кому достанется столь крупный российский актив. Осенью 2008 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не разрешила американской Google купить второго на российском рынке продавца контекстной рекламы «Бегун». Несмотря на формальные причины отказа, повторную заявку в ФАС Google так и не подала. А в апреле этого года президент Дмитрий Медведев объяснил, что государство должно контролировать иностранные инвестиции в интернет-компании: «Приход иностранных инвесторов в поисковые машины, в крупные социальные сети, конечно, неизбежен. С другой стороны — пусть мои слова не посчитают слишком консервативными — но за этим тоже нужно следить. Это вопросы безопасности».
«Яндекс» — инфраструктурная компания и государству небезразлично, кто ее контролирует, говорит федеральный чиновник, давно знакомый с условиями сделки. Сбербанк становится фактически представителем государства и сможет предотвратить переход «Яндекса» под управление иностранцев, радуется он. На вопрос, есть ли еще такие инфраструктурные компании в рунете, он отвечает, что их только 3-4 — и в их числе Mail.ru. У Mail.ru уже есть понятный государству «соинвестор» — Алишер Усманов, владеющий около 30% ее основного владельца, Digital Sky Technologies. Летом 2008 г. он вел переговоры о покупке доли в «Яндексе», но сделка так и не состоялась.
Депутат «Единой России» Роберт Шлегель, который входит в рабочую группу Госдумы по коррекции законодательства о СМИ, расценил поступок руководства «Яндекса» как жест доброй воли, добавив, что президент или другие чиновники не могут указывать владельцам интернет-компаний, с кем им сотрудничать.
по материалам газеты Ведомости
Комментарии