Новостным сообщениям могут придать статус товара, а тем, кто публикует материалы информационных агентств без ссылки на них как на источник информации, придется платить штрафы от 1 тысячи до 20 тысяч рублей - такие предложения в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации рассматривал в среду Совет по массовым коммуникациям при министерстве связи РФ.
Среди инициаторов законопроекта - агентства РАМИ "РИА Новости" и "Интерфакс", ИД "Коммерсантъ", ИД "Ведомости", Газета.ру. Из десяти экспертов-разработчиков законопроекта восемь являются представителями негосударственных СМИ и общественных отраслевых организаций.
Копирайт на новости
Законопроект призван не допустить распространения продукции информационного агентства, в том числе его сообщений и материалов, другими СМИ без ссылки на информационное агентство как источник информации.
В частности, предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в закон "О средствах массовой информации". Члены рабочей группы предлагают изменить статью 23 этого закона.
"В качестве обладателей информации информационные агентства вправе по правилам и в порядке, установленными в федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определять условия использования информационных сообщений и материалов, заключать договоры на оказание информационных услуг, лицензионные, а также иные договоры, связанные с распоряжением правом обладателя информации", - отмечается в редакции статьи.
Нарушителям придется платить. Законопроект определяет наложение административного штрафа за публикацию сообщений агентств без ссылки на них как на источник информации: на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Новость как товар
"Основная цель предлагаемых изменений в ряд законов - сделать новости товаром, за который нужно платить. Он должен продаваться подобно авторским произведениям, хотя, конечно, все положения авторского права к новостям относиться не могут", - сказала главный редактор РАМИ "РИА Новости" Светлана Миронюк на заседании Совета.
По ее словам, зачастую незарегистрированные в качестве СМИ интернет-ресурсы активно заимствуют новостную информацию профессиональных СМИ, не соблюдая при этом их законных интересов.
"Это, во-первых, по своей сути является недобросовестной конкуренцией, во-вторых, приводит к уменьшению аудитории профессиональных СМИ, а значит, к потере доходов от рекламы на их сайтах", - отметила Миронюк.
Если изменения будут приняты, СМИ, и в первую очередь информагентства, смогут определять условия использования добытой и распространенной ими информации, подчеркнула она.
Защитить тех, кто делает новости
Замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров назвал законодательное регулирование плагиата информационного контента актуальной и необходимой мерой.
"Законодательное регулирование плагиата и пиратства контента очевидно... Правообладатели (информации) должны быть защищенными", - сказал он на заседании Совета.
В интернете, где информация появляется мгновенно, отследить сразу, добросовестно ли она взята или пиратским образом, очень сложно, отметил Жаров.
Ранее эксперты интернет-индустрии неоднократно высказывались за то, чтобы принять общие правила работы на новостном пространстве Рунета и настаивали на необходимости принятия законодательных поправок для защиты законных обладателей информации.
В частности, главный редактор "Газеты.ru" Михаил Михайлин призывал "определить правила игры" на рынке интернет-СМИ, отмечая, что существующая законодательная база не позволяет наказать тех, кто "без всяких ссылок и без получения согласия заимствуют информацию крупных агентств".
Руководитель интернет-подразделения "Интерфакса" Алексей Гореславский также сетовал на отсутствие практики юридического преследования тех, кто ворует информацию. По его мнению, "нет лучшего способа привлечь внимание к проблеме, чем пара примеров, когда кого-то засудят за воровство контента".
Глава Ассоциации интернет-бизнеса Алексей Беляев высказывал мнение, что большинство плагиаторов, размещая на своих сайтах чужую информацию, даже не думают о том, что нарушают чьи-то интересы. В то время как профессиональные СМИ тратят огромные средства на добычу информации, подобное "пиратство" лишает их части прибыли, заявлял он.
Законопроект, по словам замминистра связи и массовых коммуникаций, будет дорабатываться, после чего профессиональное медийное сообщество рассмотрит его еще раз. Продвижение законопроекта начнется после того, как будет учтено мнение всех представителей отрасли и будет выработана консолидированная позиция. (http://www.rian.ru/media/...)
КОНТЕКСТ.ru - это новостной сайт нового формата, посвященный контекстной рекламе и рекламе в интернете. Управление сайтом осуществляется самими участниками
Комментарии