Российская IT-отрасль выступила против новых поправок, которые Госдума приняла на прошлой неделе во втором чтении: они запрещают регистрироваться на российских сайтах с помощью иностранных почтовых сервисов. Представители отрасли утверждают, что переписанный ко второму чтению законопроект с ними не обсуждался и может привести к потере доступа миллионов пользователей к привычным ресурсам, а также негативно повлиять на дистрибуцию приложений.
Согласно принятым поправкам, на всех российских ресурсах, где нужна регистрация, можно будет зарегистрироваться только четырьмя способами: по номеру телефона российского оператора, через Госуслуги, Единую биометрическую систему или «через иную инфосистему, которой владеет гражданин России или российское юридическое лицо». Если документ будет принят в третьем чтении, эти требования вступят в силу 1 декабря 2023 года.
Такие условия могут привести к существенным рискам для IT-сервисов, так как ставят в заведомо невыгодное положение российских поставщиков услуг, ведь иностранные поставщики будут по-прежнему использовать те механизмы авторизации, которые им удобны и, что немаловажно, привычны и удобны пользователям.
Эксперты обращают внимание на то, что перечисленные способы гораздо неудобней и времязатратней, чем уже существующие на рынке, и не пользуются большой популярностью. Так например, последние два способа — через ЕСИА и ЕБС — сейчас используют менее 0,5% пользователей онлайн-сервисов, в большинстве своем предпочитая другие методы.
На еще одно важное обстоятельство обращают внимание в Ассоциации больших данных (АБД). Правила Apple подразумевают обязательную опцию входа с использованием Apple ID, если у приложения больше одного способа авторизации (при этом Apple ID использует незначительное число пользователей).
«В рамках входа с использованием такого способа, авторизацию проводит сам российский сервис на основании данных от Apple, не передавая иные данные в адрес Apple. Такой алгоритм позволяет разработчикам приложений полностью контролировать процесс обработки персональных данных и обеспечивать их защищенность по правилам законодательства России».
Однако нововведения обязывают компании проводить авторизацию пользователей на территории России закрытым перечнем способов. Таким образом, у российских компаний будет выбор — убрать авторизацию через Apple ID (с высокими рисками удаления приложений из AppStore) или оставить только свою собственную систему авторизации, удалив все сторонние способы авторизации, в том числе через ЕСИА, ЕБС, операторов связи.
«Законопроект коснется практически всех отечественных компаний, у которых есть приложения», — заключают в АБД.
Комментарии