Признаюсь сразу, заголовок жёлтый. Но прошу обратить внимание – эта история не столько про Яндекс, сколько про малый бизнес и SEO. Так что расценивать этот пост как жалобы (кому?) на Яндекс – не верно. Итак, начнём историю.
Жил-был малый образовательный бизнес. Который имел сайт. По курсам околостроительной тематики. Сайту делала магическое SEO одна крупная петербургская компания. Которая оказывает комплексные IT-услуги. Как обеды в студенческих столовках. Яндекс уже начал к тому времени пугать оптимизаторов карами египетскими за SEO-ссылки, хотя до Минусинска дело ещё не дошло. Поэтому SEO-магия заключалась в следующем: ссылки на сайт не проставлялись, тексты написала жена владельца компании и их не меняли. Рекламой в Я.Директе и G.Adwords занималась тоже она.
Видимо велась какая-то магическая внутренняя оптимизация, но как это сделать на 7 основных страницах сайта и на множестве однотипных коротких новостей о старте очередной группы, которые регулярно выпадают из индекса, мне не ведомо.
Долго ли, коротко ли, но владелец бизнеса заподозрил, что деньги улетают в трубу – финансовый результат от SEO и поисковой рекламы был какой-то очень не очень. И в кулуарах одного из SEO-мероприятий он обратился ко мне с извечным русским вопросом: Что делать?
Поскольку я не занимаюсь оказанием комплексных услуг, то сделали мы следующее:
Результаты изменений можно наблюдать на скриншоте выше из Яндекс. Метрики. Сначала изменили своё поведение посетители сайта, а потом на эти изменения отреагировал Яндекс. Поскольку я тексты не менял, ссылок не покупал, внутренней перелинковкой не занимался, то ты имеешь полное право подумать, что я подло воспользовался результатами труда крупной компании, плодотворно поработавшей до меня. Не буду пытаться тебя переубеждать. Просто потому, что всё что ты прочитал до этого момента присказка. А сказка впереди.
Самое поучительное в этой истории началось через 2 года от начала нашего сотрудничества. Валютный кризис, который начался в декабре 2014 года мы не заметили. Вот график посещаемости сайта новыми посетителями, то есть новыми слушателями курсов:
Я выдерживал взятые на себя обязательства: сайт был в топ3 по 70% продвигаемых запросов. Более того, почти по всем запросам сайт был на первой позиции, изредка откатываясь на вторую (к слову, это не мой успех, а клиента, я только слегка подтолкнул в нужном направлении). Было спецразмещение в Я.Директе. Бизнес вырос в 2 раза, в то время как Москва жаловалась на кошмарный кризис. Были наняты новые педагоги…
А проблемы начались в 16-м году. Не думаю что они заметны на графике посещаемости. И вот на этом графике переходов по основной (казалось бы) поисковой фразе из двух слов ты вряд ли их сможешь разглядеть:
Картина стала прояснятся только после того, как я стал просматривать список поисковых фраз за длительный период времени. Как говорят финансовые аналитики – на большом таймфрейме (БТ). И этот БТ показал, что сделал (и продолжает делать) нехороший Яндекс.
На графике отображены два поисковых запроса. Один из них 4-хсловный (включая 1 предлог), отмечен жёлтым. Второй – 6-тисловный, отмечен зелёным. Красным кружочком обведён т.н. символ смерти. Потому что череп и кости напоминает. Ниже моя интерпретация того
На тот момент, когда продвижением сайта занималась другая компания, самым популярным в поисковых подсказках Яндекса был жёлтый запрос. Просадка трафика по нему в 6 раз (и отсутствие позиций по другим запросам) побудила перейти клиента от одного исполнителя к другому. В октябре 2014 года Яндекс выбрал нового фаворита в нише – зелёный запрос. А уже с сентября 2015 по май 2016 Яндекс обвалил трафик и по этому новому запросу почти в 5 раз, со 165 человек в месяц до 35. Это произошло исключительно из-за игры Яндекса с подсказками – вообще в теме трафик не падал, это видно на графике общей посещаемости. Самое печальное, что бизнесу пришлось сокращать персонал…
NB: абсолютные цифры посещаемости выглядят очень малыми, но в данной нише все участники делят несколько сотен абитуриентов в месяц на всех.
Во-первых, потому что шестисловный запрос с двумя предлогами, одним жаргонизмом, одной добавкой а ля своими руками (которые тоже до жути надоели) и сокращённым географическим наименованием — искусственный на 100%. Вероятнее всего накрученный. А может и сложносочинённый алгоритмами Яндекса.
По моему личному убеждению, чаще всего встречаться в подсказках, а значит и получать львиную долю трафика, должен один из двух официальных запросов. Коротких, двух-трёхсловных. Хотя бы потому, что эти курсы преподают в государственных вузах и у курсов есть официальные, устоявшиеся наименования. Курс + название специальности или курс + название дисциплины. И раньше в подсказках они всегда были на первых ролях. А ещё раньше и подсказок не было и их никто по-другому и не искал
А во-вторых потому, что в данном случае клиент покупает (и всегда покупал) трафик в Я.Директе. И платежеспособный спрос из платной части выдачи точно так же куда-то канализируется из-за игрищ с поисковыми подсказками. Что выглядит крайне нехорошо. И полностью исключает из рассмотрения вопроса оптимизаторов – плохо что с ними, что без них.
NB: отдельное спасибо Яндексу за авторасширения поисковой рекламы запросами “курсы в спб” и “курсы с трудоустройством”. И пофигу по какой специальности. Что наступать – бежать, что отступать – бежать. Мощь машинного обучения ощущается всеми фибрами. Верной дорогой идёте, товарищи!
Мораль сей басни такова: хочешь жить – умей вертеть подсказки. Накрутка подсказок в Яндексе сегодня самый быстрый путь к обогащению. Всех участников рынка, в т.ч. и самого Яндекса. А честные бизнесмены-терпилы выставляют максимальные ставки по тем запросам, где платежеспособного клиента днём с огнём не сыскать.
Ну и вторая мораль: чтобы не быть таким терпилой, необходимо оперативно и регулярно отслеживать изменения подсказок.
Буду благодарен за ссылки в комментариях на сервисы мониторинга поисковых подсказок.
The post Как Яндекс убивает малый бизнес appeared first on Shkondin.ru.
Комментарии