Автор: Дмитрий Шахов, основатель компании РЕМАРКА и обучающего центра SEOHOWTO.
Возникший в 2008 году в поисковом маркетинге карго-культ ссылочного продвижения не мог остаться незамеченным поисковыми системами, учитывая, сколько сил и средств в его развитие было вложено. Но длительное время Яндекс не предпринимал каких-то активных действий в публичном поле по этому поводу, предпочитая полумеры вроде АГС-40.
В 2014 году Яндекс анонсировал эпохальное отключение ссылочного, а год спустя, не получив значительных результатов в деле снижения закупки SEO-ссылок, включил алгоритм Минусинск. При этом красной нитью через всю PR-активность главного поисковика Рунета шел тезис об отсутствии влияния покупных ссылок в принципе.
Этот тезис вызывал серьезные недоумения не только среди специалистов, но и даже среди владельцев сайтов, ибо какой смысл так активно бороться с тем, что не работает.
Тем не менее, подобная политика дала свои плоды: приучив, что за ссылки можно получить санкции, PR-службе Яндекса удалось таки продвинуть в массы свой тезис о неработе ссылок. Или плохо, или никак – сказали нам, и доходы ссылочных бирж обвалились. Среднее падение оборота ссылочной индустрии к 2014 году на сегодня составляет от 40 до 70% по разным оценкам.
Цель поисковика была достигнута, карго-культ потерпел сильное поражение. Но значит ли это, что заявление о том, что покупные ссылки не влияют на ранжирование, было правдой? Давайте разберемся!
За два года было проведено немало исследований с целью подтвердить влияние ссылочного по сей день. Но их общая проблема заключалась в следующем: невозможно зафиксировать влияние других факторов на длительный период времени. Говоря проще, абсолютно неясно, действительно ли ссылки привели к результату, если в этот момент на сайт еще влияли другие факторы. Шум от них делал все исследования по влиянию ссылочного несостоятельными.
Но как же отсечь влияние других факторов? Оказывается такая лазейка есть! Мы знаем, что текстовая релевантность документа основана на факте вхождений в контент документа (страницы) и в анкор-лист, подшитый к этому документу (совокупность анкоров ссылок на эту страницу). Третьего не дано. Точнее, встречаются артефакты, когда страница находится по фразе из Яндекс-Каталога или по контактной информации компании, но это маломасштабируемая история и на большой выборке можно ею пренебречь.
То есть, если мы сможем найти такую выборку документов, где запрос отсутствует в теле документа, и при этом сам документ показывается в топе выдачи, то единственное, что могло повлиять на ситуацию - это вхождение в анкор-лист, образуемый ссылками.
Важный момент, который мы должны при этом учитывать: в случае отключения текстовых факторов, мы теряем весомую долю влияния на ранжирование и у нас должны быть исключительные ссылки, чтобы выдавить на одних линковых факторах сайт в топ по заданному запросу. То есть большое количество таких сайтов в принципе не может оказаться в топе. Более того, в результате некоторых исследований установлено, что доля таких сайтов редко превышает 5%.
Исходя из этого, получаем следующие условия эксперимента. Берем большую статистически значимую выборку сайтов, где в текстах отсутствует продвигаемый запрос. То есть его нет ни на продвигаемой странице, ни на сайте вообще. Далее закупаем на него ссылку с анкором в виде этой фразы. Убеждаемся, что ссылка попала в индекс, а анкор – в анкор-лист продвигаемого документа. И если после этого по данной фразе документ выходит в топ, хотя бы, в 3-5% случаев - этого достаточно, чтобы утвердительно сказать, что покупные SEO-ссылки до сих пор недостаточно фильтруются поиском и до сих пор положительно влияют на ранжирование.
Как исключить вхождение запроса в текст? Для этого есть недокументированный запрос intext, который вынес на публику Сергей Людкевич. Данный запрос ищет только и исключительно по контенту документа, не заглядывая в анкор-лист.
Ради спокойствия проверяем им и домен в целом, и каждый продвигаемый документ на домене. Если ничего не нашлось, то наш запрос отсутствует в контенте на искомом домене. А раз отсутствует, то единственное, где запрос может быть, – это в анкор-листе, который формируют ссылки. Проверим этот факт с помощью другого недокументированного оператора inlink:, осуществляющего поиск только по анкор-листу.
Последнее, что нам осталось, это проверить факт наличия продвигаемого сайта на выдаче вместе с проверкой на СНСС. Первое покажет, что сайт действительно в топе на одних линковых. А второй – это проверка на новый «непот», который даст нам дополнительную информацию о качестве ссылочного, повлиявшего на выход в топ.
В результате проведенного исследования из начального объема выборки успели попасть в индекс и анкор-лист чуть более 8000 пар анкор/документ. И чуть более 5% из них вышло в топ!
Чтобы было понятнее, выскажусь более точно: без влияния текстовых факторов, на одном ссылочном в топ вышло порядка 5% от начальной выборки, как и предполагалось в условиях эксперимента. То есть, факт влияния ссылок можно считать доказанным.
Дополнительный интерес представляет информация о свойствах этих ссылок. Во-первых, все такие пары анкор/документ имеют СНСС (бывший НПС – найден по ссылке). Во-вторых, с точки зрения сервиса CheckTrust, всё выглядит так:
Какой-либо закономерности в общепринятых свойствах проверки доноров обнаружить не удалось, и это стало настоящим сюрпризом. Среди ссылок были даже доноры с вирусами, а под АГС оказалась почти четверть результативных ссылок. Говоря проще, в топ привели рандомные ссылки, если принимать в расчет наиболее популярные критерии оценки качества доноров.
Какие выводы можно сделать из результатов исследования? Стоит ли возвращаться к ссылочному продвижению и забыть про работу с текстовыми и коммерческими факторами? Конечно, нет.
Наилучший результат был, есть и будет приходить только с отработкой максимального числа факторов. И сначала следует заниматься своим сайтом, чтобы не упустить возможности попасть в те 95% сайтов в топе на выдаче, которые попали в нее благодаря сумме факторов.
Что касается покупных ссылок, то дело не в факте их покупки или «сеошности», дело в качестве исходного донора. Исследование показало, что применить какой-то набор известных критериев можно только с очень большим допуском. А покупать все подряд – получить низкую эффективность расходования бюджета и высокие риски попадания под фильтр. Тем не менее, не стоит упускать возможности дожать эффективными ссылками, когда остальные факторы выкручены на максимум. Как это сделать?
Данная схема предполагает факт наличия, хотя бы, одного эффективного донора на страницу. По крайней мере, пока Яндекс не поломает какую-то из приведенных проверок.
А теперь – подарок всем читателям: 11-12 августа в Калининграде состоится четвертая конференция по интернет-маркетингу BalticDigitalDays. В программе 27 докладов, которые отбираются крайне тщательно, а также море общения и Балтийское море.
Укажите при регистрации на сайте промокод SEARCHENGINES, и скидка на билет составит 3000 рублей!
Комментарии