Автор: Юрий Софин — ведущий аналитик Wizard.Sape. Занимается интернет-маркетингом более 7 лет. Работал над проектами: pososhok.ru, sostav.ru, computerbild, OK; сотрудничал с компаниями DEFA и garin-studio. Обладает практическим опытом в области SEO — от разработки стратегий и консультирования до ведения кампаний. Является дипломированным специалистом в области веб-аналитики. Выступает с докладами на известных отраслевых конференциях, проводит обучающие семинары и вебинары.
Последние два года, не смолкая, идут споры оптимизаторов об эффективности продвижения ссылками и, так называемыми, «бессылочными» методами. Уже даже стало не модно говорить о том, что в ссылочной массе сайта не должно быть традиционных арендных ссылок с SEO-анкорами («сапоссылок»), а должны быть разнообразные статейные, вечные, форумные и прочие псевдоестественные ссылки. Теперь модно говорить, что ссылки вообще не нужны. Последний гвоздь в гроб ссылочного продвижения, казалось бы, был забит Минусинском.
Лучший способ быть услышанным в этой полемике — привести статистические выкладки на основе большой выборки сайтов. В Wizard.Sape есть, как раз, такая выборка.
Но мы решили пойти еще дальше. В настоящей статье мы поговорим не просто о том, работают ли ссылки, а о том, работают ли традиционные, набившие всем оскомину, «сапоссылки».
В очередной раз мы проанализировали несколько десятков тысяч сайтов. В рассматриваемую выборку по региону Москва попало около 30% всех продвигаемых в системе проектов. Было детально исследовано около 200 тыс. продвигаемых запросов и несколько миллионов арендных ссылок.
Для нас, правда, это вовсе не шок, мы постоянно делимся статистикой и показываем кейсы на конференциях и вебинарах. Есть нюанс в том, что мы — лицо заинтересованное, а Яндекс – наоборот. Однако последнее заявление Яндекса о возвращении ссылочного ранжирования, якобы, отключенного ранее для ряда тематик в Московском регионе подтвердило то, что уже давно наблюдали многие SEO-специалисты: ссылочное ранжирование в реальности никуда не делось. В кулуарах конференции Optimization-2015 представители Яндекса еще раз это подтвердили.
Прошло уже больше полугода с момента запуска Минусинска. За это время у нас накопилось статистики достаточно для того, чтобы делать выводы.
Опасность Минусинска, подогреваемая пугающими заявлениями Яндекса, заставляет некоторых наших клиентов снимать ссылки. Стоит отметить, что и наши собственные аналитики предпринимали такие действия, чтобы сократить ссылочную массу сайтов, которые были в зоне риска. Такой метод работы позволил снизить риск наложения санкций для сайтов, продвигавшихся в Wizard.Sape. Благодаря этому, число попавших под Минусинск сайтов от волны к волне снижалось (хотя, и без того было каждый раз очень малым):
Но ссылки снимают не только те сайты, которые находятся в группе риска, но и многие другие, «на всякий случай». Мы решили проанализировать, как съем повлиял на позиции сайтов. Темпы снижения ссылочной массы у сайтов были разные. Одни оптимизаторы снижали число ссылок активнее других. Так, сайты, которые сняли более 70% ссылочной массы, потеряли в видимости сильнее тех, кто лишь немного почистил ссылки (снял менее 20%):
Мы рассматривали сайты, имеющие уже довольно большую накопленную массу ссылок. Можно видеть вполне однозначный тренд на снижение видимости при сокращении числа арендных ссылок.
Теперь рассмотрим другую группу сайтов — молодые проекты, пришедшие на продвижение в Wizard незадолго до запуска Минусинска.
Стоит отметить, что сразу после запуска Минусинска в наши алгоритмы закупки были внесены серьезные коррективы. Учитывается абсолютная и относительная доля анкорной ссылочной массы у сайта, объем естественных ссылок, используется каскад лимитов по закупке, более жестко учитываются рекомендации «мадридского доклада» и т.д.
Молодые сайты активнее других набирают ссылочную массу. В зависимости от тематики, выставленных пользователями бюджетов и других настроек проекта, молодые сайты набирали разное количество ссылок. График показывает темпы роста молодых проектов (изменение видимости сайтов), продвигающихся в Wizard.Sape, увеличивающих ссылочную массу, в зависимости от числа купленных арендных ссылок. Здесь мы рассмотрели 2 группы сайтов: которые за наблюдаемый период увеличили массу ссылок на 100–500 арендных ссылок и те, которые увеличили ее более, чем на 500 арендных ссылок. Всего в выборку попало несколько тысяч молодых сайтов.
Те сайты, которые активнее ставили ссылки, активнее и росли в рейтингах поисковых систем.
Таким образом, молодым сайтам очень помогает в продвижении ссылочная масса, состоящая из анкорных ссылок.
Разумеется, необходимо работать и с другими факторами ранжирования. Мы не говорим о том, что за счет одних только ссылок можно добиться устойчивого топа в конкурентных тематиках, это давно не так.
Если сайт все-таки попадет под фильтр Минусинск (а риски в SEO всегда были и остаются), то арендные ссылки можно снять и быстро выйти из-под фильтра. Для сайтов, использующих вечные ссылки, процесс съема ссылок намного сложнее: предстоит списываться с каждым вебмастером, а некоторым из них платить за снятие. В Sape съём вечных ссылок наладили, однако масса сайтов используют и другие источники вечных ссылок.
Мы рассмотрели динамику сайтов, которые избавились от Минусинска. Выбрали 2 группы сайтов. Группа 1: те, кто избавился от Минусинска за 55 дней (в среднем; рассматривались летние апдейты «Минусинска»). Группа 2: сайты, которые избавились от Минусинска за 100+ дней (в среднем).
На диаграмме хорошо видно, что быстрее выходят из-под санкций сайты, у которых в общем объеме ссылочной массы доля вечных ссылок меньше.
Отметим, что число купленных арендных ссылок в Wizard.Sape у сайтов первой и второй группы (по медиане) близко и составляет ~2000 и ~1800 соответственно. То есть средняя ссылочная масса сайта во второй группе примерно в 3 раза больше, чем в первой группе.
К сожалению, группа 2 более многочисленная, она превышает группу 1 примерно в 4 раза по численности сайтов.
Статистика по сайтам, которые продолжают или останавливают закупку арендных ссылок после выхода из-под Минусинска, также довольно показательна:
Хорошо видно, что после характерного для Минусинска обвала практически до нулевого уровня, позиции сайтов, продолжающих закупку в Wizard.Sape, планомерно улучшаются. В то же время видимость сайтов, заморозивших или снижающих закупку ссылок (после Минусинска), продолжает падать.
Из всего сказанного вытекает следующий вывод: арендные ссылки — наиболее гибкий и эффективный инструмент продвижения в условиях Минусинска. И вот почему:
Комментарии