В статье рассматривается специфика взаимодействия с SEO-отделами внутри компаний и заказ услуг продвижения у агентств для крупных e-commerce проектов. Однако, прежде чем перейти к основному повествованию, отметим, что под крупными проектами следует понимать ресурсы с общим трафиком от 50 тыс. посетителей в сутки.
За последние два года SEO-трафик OZON.ru вырос на 44%, при этом общий трафик сократился на 9%. На данный момент SEO-трафик составляет 30% от всего трафика OZON.
Увеличить трафик удалось за счёт:
Важно постоянно исследовать данные аналитики, чтобы быть в курсе всех изменений. При этом метрики не должны ограничиваться только позициями и общим объёмом трафика. Рекомендуется измерять:
Кроме того, эти показатели полезно сравнивать:
Также можно сравнивать поисковые системы между собой по этим показателям и делиться с представителями поисковиков заслуживающей внимания аналитикой. Им всегда интересна статистика по крупным проектам.
Для отслеживания различных метрик можно использовать следующие инструменты аналитики:
В крупных проектах SEO не ограничивается только доработкой каких-то элементов на сайте или размещением/удалением текста. Должно быть ещё и взаимодействие с back-end разработчиками. Это шаблоны, элементы для построения meta-тегов, склоняторов и прочие контентные инструменты.
В случае SEO in-house эти вопросы решаются правильным и своевременным взаимодействием SEO-отдела/менеджера с front-end и back-end разработкой.
В случае работы с агентством этом вопрос решить сложнее, но также возможно. Для этого нужна правильная коммуникация агентства с руководителями back-end и front-end разработки.
Распределение ресурсов
Между SEO-менеджерами можно распределить задачи по категориям, типам страниц, по внешним или внутренним факторам оптимизации. В OZON.ru выбрали тактику распределения по категориям. Это даёт возможность плотного взаимодействия SEO-менеджера с менеджерами из отделов коммерции, контента и маркетинга. Таким образом, каждый из них учитывает потребности другого.
В результате внедрённого в OZON.ru комплексного подхода к решению SEO-задач:
Многие задачи поисковой оптимизации должны решаться не только SEO-менеджерами, но и представителями других отделов.
Что касается IT, не стоит ограничиваться ресурсами специалистов, выделенных в команду по поисковой оптимизации. Для решения SEO-задач нужно привлекать и других программистов. Такой подход позволит параллельно выпускать несколько SEO-доработок и не «мусорить» в чужом коде. Кроме того, таким образом, программисты других направлений получают практику и немного знаний о SEO.
Плюсы SEO in-house:
Минусы SEO in-house:
Взаимодействие клиент-агентство
Если руководство крупного проекта всё-таки выбрало работу с SEO-агентством, то наиболее важным вопросом будет наладить правильное взаимодействие. Нельзя просто нанять агентство и ждать, когда проект выйдет в ТОП, отметил докладчик.
Договор: все детали должны быть оговорены и прописаны, включая KPI и схему взаиморасчётов. Задача проекта – доход. Значит и в KPI агентства должны стоять если не доход, то конверсия, включая трафик, привлечённый по небрендовому SEO-каналу. Договор также должен включать измеряемый прогноз.
Отчётность: нужна как еженедельная и ежемесячная, постоянная связь с аккаунт-менеджером и, по возможности, с SEO-специалистом (зависит от компетенции менеджера со стороны проекта).
Рутина: все промежуточные работы с Big Data (анализ имеющейся ссылочной массы, кластеризацию семантического ядра и т.д.) можно отдавать в агентство.
Встречи: на встречах по результатам месяца и квартала должны присутствовать и SEO-специалисты от агентства, и аналитики, и сам аккаунт-менеджер. Со стороны проекта – ответственное лицо, руководители разработки и аналитики. Важны и промежуточные встречи, если переписка зашла в тупик, и во входящих имеется 10 и более писем. Промежуточные встречи можно заменять звонками по Skype.
Генеральный директор не должен курировать агентство. Сегодня этим вопросом по большей части занимаются маркетологи, у которых помимо этого ещё множество задач и поверхностные знания в SEO.
Плюсы при работе с SEO-агентством:
Минусы при работе с SEO-агентством:
Существуют различия между специалистами, работающими в компаниях и в SEO-агентствах.
SEO-специалист в агентстве:
SEO-менеджер in-house
Доклад Андрея Кузьмичёва: «SEO in-house в крупных проектах и взаимодействие с агентством» был представлен на конференции Optimization-2015. Поисковый маркетинг и продвижение бизнеса в интернете, которая проходила в Москве с 26 по 27 ноября 2015 года.
Комментарии