23 октября 2015 года в Москве состоялось крупнейшее событие в отрасли интернет-маркетинга – ежегодная конференция CyberMarketing-2015. Мероприятие собрало на своей площадке большое количество известных докладчиков и свыше тысячи посетителей.
Ярким выступлением на конференции стал доклад Дмитрия Севальнева, руководителя департамента SEO и рекламы группы компаний «Пиксель Холдинг», посвящённый тонкостям работы сервиса статистики от ведущей поисковой системы в Рунете.
В презентации также были рассмотрены различные аспекты работы SEO-специалиста с данными счетчика: настройка контрольные срезы и выгрузки вычисление KPI работ по SEO корректировки оптимизации сайта.
На основе проведённых экспериментов спикер попытался выявить факторы, которые с наибольшей вероятностью, используются поисковыми системами для ранжирования.
Также в своём докладе Дмитрий Севальнев рассмотрел основные принципы анализа поведения пользователей, выявления аудитории проекта и сравнения её с желаемой, раскрыл подходы к анализу хостовых метрик и технических показателей проекта.
Популярность сервисов статистики в Рунете
Динамика распространения Яндекс.Метрики в интернете и её популярность среди прочих систем аналитики сегодня выглядит примерно следующим образом:
Как видно, сервис прочно закрепился на лидирующих позициях, а сама Яндекс.Метрика занимает примерно такое же место на рынке, как и поисковая система Яндекс по числу аудитории пользователей. Как видно на слайде, доля Яндекс.Метрики постоянно растет.
Принципы работы поисковой системы, по заявлению Яндекса, сводятся к заботе о пользователях. Шифрование поисковых запросов – яркое тому доказательство. Все это делается для того, чтобы повысить популярность поискового сервиса среди пользовательской аудитории.
Узнать, по какому запросу перешел конкретный пользователь, теперь можно только в Яндекс.Метрике – все это тоже конкурентная позиция компании. Ведь Яндекс не желает делиться своими данными ни с одним из сервисов-конкурентов.
Альтернативные сигналы о пользовательском поведении – кнопки с предложением поделиться материалом в социальных сетях через принудительную подгрузку блока «Поделиться». Эти аспекты также выступают, как косвенные факторы для анализа поведения пользователей.
Сбор и анализ информации Метрикой
По версии спикера, анализ данных Яндекс.Метрикой происходит по следующему принципу: система собирает максимально подробную информацию. Это касается и сведений о самом сайте: Метрика анализирует, какие новые документы появились на ресурсе. Отслеживаются данные о пользователях. Изучается показатель конверсии.
К слову, показатель конверсии Яндекс учитывает и при запуске собственных сервисов. Так, анализируя показатели конверсии в разных сегментах, компания принимает решение запускать или не запускать тот или иной собственный сервис. Информация может использоваться и для определения популярности товара - это важно для сервиса Яндекс.Маркет. Не менее важны данные Метрики и для индексации документов.
Кроме того, Яндекс может использовать данные следующим образом:
В дальнейшей части своего доклада спикер на конкретных примерах рассмотрел, какие факторы должны наиболее активно использоваться SEO-специалистами в процессе работы с сервисом. Прежде всего, он отметил, что в большинстве случаев установка кода Яндекс.Метрики повышает полноту индексации проектов и ускоряет сам процесс индексации:
Среди факторов, которые должны использоваться для анализа SEO-специалистами, Дмитрий Севальнев выделил следующие:
Факторы, значимые для SEO
Далее докладчик рассмотрел, как высокая посещаемость ресурса может напрямую отразиться на его индексации, привлечь на сайт дополнительных пользователей и, как следствие, увеличить профит.
В данном случае важно наличие трафика по запросу для конкретного документа. Общее правило таково: необходимо набрать достаточное количество заходов на страницы по каждому из запросов, чтобы хорошо ранжироваться в поисковой выдаче. Этот показатель является значимым для Яндекса. Кроме того, для ранжирования важна глубина сессии и время пребывания на сайте.
Так, например, продвигая сайт по 378 поисковым запросам, специалистам удалось получить, в среднем, по150-200 переходов на каждый URL из поиска. Итоговые результаты оказались следующими:
Что касается исследования аудитории проекта, то Яндекс всячески пытается внедрить различные инструменты, вплоть до коротких опросов, помогающих лучше изучить характеристики и поведение пользователей.
На этом этапе важность приобретает, так называемый, аффинити-иднекс или индекс соответствия. Он позволяет определить, насколько в среднем характеристики аудитории проекта по категориям совпадают или не совпадают с характеристиками требуемой аудитории. Анализ данного показателя особенно полезен для специалистов по рекламе, поскольку он даёт возможность нацеливаться на интересующую целевую аудиторию, даже, когда такие пользователи не проявляют поисковой активности.
Что ещё важно анализировать?
Помимо перечисленных выше, специалистам важно анализировать значимые хостовые метрики. Основными показателями по хосту являются:
Доля поискового трафика сильно зависит от тематики проекта. Реперные значения позволяют проанализировать этот показатель:
На сегодняшний день существует 2 инструмента, позволяющих произвести такой анализ – это SimilarWeb и LifeInternet. LifeInternet позволяет проанализировать статистику конкурентов для интересующей категории в нужном регионе. Такой подход привлекателен тем, что у специалиста появляется возможность в процессе анализа не раскрывать данные по своему сайту.
Очень неплохим источником информации является сервис SimilarWeb. Он предоставляет качественные оценки, но только по хостовым метрикам. SimilarWeb довольно достоверно определяет количество просмотренных страниц.
Важно однако понимать, что сервисы допускают некоторые погрешности, а показатель отказов в Яндекс.Метрике будет несколько отличаться. Если специалист хочет оценить показатель отказов по Яндекс.Метрике, то надо смотреть не количество самих отказов, а количество сессий.
Технические показатели: Что важно контролировать?
С точки зрения SEO важно также отслеживать следующие 3 ключевых показателя:
Как зависит конверсия от времени «отрисовки» страницы, показывает следующий график:
Настройка Яндекс.Метрики
Прежде, чем перейти к разговору о настройке Метрики, Дмитрий Севальнев отметил, что установка системы аналитики часто сопровождается либо заметным ростом, либо падением трафика.
При этом оценивать следует:
В целом же базовая настройка Метрики сводится к следующим действиям:
Анализ поисковых запросов
На следующем этапе важно произвести качественный анализ поисковых запросов. Данный процесс сводится к следующему алгоритму:
Пример расчёта KPI по каналу SEO может выглядеть следующим образом:
Корректировка оптимизации
На заключительном этапе имеет смысл произвести корректировку оптимизации, анализируя рост конверсии и поискового трафика.
Алгоритм работы здесь будет примерно следующий:
Ключевые выводы и рекомендации
Заключительные выводы спикера сводились к тому, что данные, полученные из систем статистики, в частности из Яндекс.Метрики, активно используются поисковой системой для построения индекса и определения релевантности документов по запросу. В свою очередь, разработчики поисковых систем прикладывают значимые усилия по распространению аффилированных им систем статистики на интересующих рынках.
Исходя из этого факта, рекомендации, данные коллегам, сводились к следующему:
Завершая выступление, докладчик поделился с коллегами некоторыми полезными ссылками на справочные документы и материалы для профессионалов.
Слайды с презентацией доклада Дмитрия Севальнева можно найти здесь.
Комментарии