События последнего месяца на рынке отечественного SEO наглядно продемонстрировали, что Яндекс всерьез взялся за индустрию ссылкоторговли. Надежды тех, кто продает и покупает SEO-ссылки, на то, что алгоритм «Минусинск», призванный наказывать активных покупателей ссылок, ограничится парой-тройкой показательных порок, явно не оправдались.



Апдейты «Минусинска» стали происходить регулярно с периодичностью примерно два раза в месяц. Более того, анонсы апдейтов стали появляться в официальном твиттере Платона Щукина, пусть и в несколько завуалированной форме (так, например, последний анонс от 4 сентября содержит ссылку на расписание рейсов из Москвы в Минусинск на сервисе Яндекс.Расписания).





Не так давно Яндекс поделился свежими данными по масштабам санкций – с начала работы алгоритма ограничения в ранжировании коснулись 3683 сайтов, и только 687 из них вышли из-под них. В дискуссиях на отраслевых форумах появилось много свидетельств от людей, занимающиеся продажей ссылок, что за время работы Минусинска спрос на покупку ссылок упал примерно в два раза.



Но главный удар по ссылкоторговцам пришел совсем с другой стороны, откуда его, похоже, уже совсем не ждали. 8 сентября в блоге Яндекса для вебмастеров появилось сообщение под заголовком «Сайты, продающие ссылки, будут понижены в результатах поиска (АГС--), в котором была представлена новая версия другого антиссылочного алгоритма – АГС – который борется уже не с покупателями, а с продавцами ссылок.



Прежние версии алгоритма АГС – АГС-17, АГС-30 и АГС-40 – были направлены на борьбу с откровенно низкокачественными сайтами, созданными исключительно под продажу ссылок, так называемых “Made For Sape” (MFS) сайтов.



В ноябре 2013 года я анализировал алгоритм АГС-40, который, был наиболее мощным и затронул примерно четверть биржевых доноров. Результаты анализа были однозначны – пострадал откровенный мусор.



Представители индустрии ссылкоторговли достаточно быстро оправились от того удара – на смену выкошенному мусору были сгенерированы другие сайты, возможно, даже выглядящие внешне чуть более благопристойно. К АГС-40 стали относиться, как к неизбежной мелкой неприятности, типа досаждающих на летнем отдыхе комаров – неудобно, но не смертельно. В свою очередь, оптимизаторы восприняли это как сигнал покупать ссылки пусть с более качественных сайтов, но в любом случае не снижать объемы закупок.



Однако новая версия алгоритма АГС, обозначенная в анонсе как (АГС--), оказалась принципиально иной. Если сравнить декларируемые основные принципы алгоритмов, то мы увидим, что для предыдущего семейства «номерных» АГС заявлялась ориентация на малополезные сайты, создаваемые, как правило, для продажи ссылок, в то время как у нового «АГС-минус-минус» санкции (ограничение в ранжировании и аннулирование ТИЦ) могут быть применены к сайту, злоупотребляющему размещением SEO-ссылок, независимо от его качества. Тем самым Яндекс отчетливо указывает на новый вектор, заданный Минусинском – теперь борьба идет не только с некачественными сайтами, а с индустрией ссылкоторговли в целом.



АГС--, как и его предшественник АГС-40, ударил примерно по четверти биржевых доноров. Однако теперь пострадали в достаточно большом количестве сайты, которые считались одними из самых качественных доноров – так называемыми «трастовыми» – с востребованным у пользователей контентом, сравнительно большими показателями тИЦ и посещаемости. С одной стороны, Яндекс бьет по тем, кому есть что терять, кроме продажных ссылок – снижение трафика с популярнейшей в Рунете поисковой системе неизбежно ставит под удар источники доходов, завязанные на трафик. С другой стороны, аннулирование тИЦ сделает невозможной для этих сайтов монетизацию за счет продажи ссылок – получившие метку «тИЦ не определен» доноры однозначно попадают в число первых кандидатов на чистку ссылок. К тому же, это уже не те сайты, которые проще бросить и забыть, заменив новыми. И их владельцам придется сделать однозначный выбор – снять ссылки и восстанавливать трафик.



Но гораздо более знаковым мне представляется другой посыл Яндекса – он еще раз достаточно ясно показал, что хороших ссылок среди платных нет. И педалируемая многими приверженцами ссылкоторговли идея, что все действия Яндекса, как и прежде, направлены только против плохих ссылок с откровенного мусора, что более аккуратная закупка ссылок с «трастовых» доноров будет работать, как и прежде – на мой взгляд, с треском разбивается о новый АГС--. Накладывая санкции на сайты, сделанные действительно для людей, Яндекс демонстрирует отчетливей некуда – что хороших источников платных ссылок для него теперь нет. И хороших платных ссылок соответственно тоже. И Яндексу гораздо выгодней искоренить весь этот информационный мусор, нежели бесконечно фильтровать его.



При анализе доноров, попавших под новый АГС--, бросается в глаза простейшая корреляция – пострадали сайты, имеющие достаточно большое количество исходящих ссылок. То есть, это были наиболее востребованные у покупателей ссылок доноры, удовлетворявшие их чаяниям о «рабочих ссылках». Получается, все эти чаяния оказались напрасными, эти ссылки не нужны Яндексу для ранжирования. Сейчас ссылочные бюджеты с попавших под санкции сайтов неминуемо перетекут на те доноры, которые новый АГС-- еще не затронул. Если Яндекс будет последователен в своих действиях, то вскоре санкции должны будут настигнуть новых лидеров ссылочных продаж.



Возникает вопрос – а какие же ссылки теперь Яндексу нужны? И вот, по поводу темы правильных ссылок 21 сентября Яндекс выступил с любопытной инициативой, которую многие представители индустрии ссылкоторговли сочли за бестактный троллинг – конкурсом на лучшую естественную ссылку. Тем самым сотрудники Яндекса все больше пытаются разделить в сознании оптимизаторов и владельцев сайтов понятия «рабочей» естественной ссылки и «нерабочей» SEO-ссылки. Судя по всему, они сделали серьезные выводы из своего психологического фиаско 2014-го года, когда посчитали, что одной только декларации об отмене ссылочного для коммерческих запросов достаточно для того, чтоб запустить необратимый процесс отказа от платных ссылок.



Ну, и в заключении хотелось обратить внимание на еще одну интересную новость от Яндекса. 14 сентября было объявлено о тестировании нового подхода релевантности документов.



Дело в том, что в летние месяцы была замечена все более нарастающая нестабильность результатов поисковой выдачи по многим запросам. Можно было наблюдать большое количество вариантов топа по одному и тому же запросу даже в одном браузере на одном компьютере, просто обновляя страницу поисковой выдачи. Более того, даже сайты, попавшие под санкции Минусинска, периодически появлялись в топах выдачи своей тематики.



И вот Яндекс объяснил происходящее – оказывается ему не хватает пользовательской информации для тех документов, которые не попадают в зону видимости пользователя из-за низкого ранжирования. И ему приходится кратковременно подмешивать эти документы в видимую часть поисковой выдачи, чтоб оценить кликабельность сниппета и поведение пользователей, перешедших на эти документы из поиска.



На мой взгляд, это еще одно свидетельство того, что произошли существенные изменения в ранжировании, вызванные отказом от учета SEO-ссылок. Важный рекомендательный сигнал меняет свой характер с ссылочного, оказавшегося окончательно дискредитированным промышленными масштабами накрутки платными ссылками, на поведенческий. И Яндексу нужно теперь больше поведенческой информации. Что, в свою очередь, существенно повышает важность создания хорошего, удобного, удовлетворяющего потребности пользователя сайта. Вот только насколько успешно справляется Яндекс уже с накрутками поведенческого сигнала?




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии