Автор: Базанов Геннадий, руководитель отдела аналитики ONE TOUCH



Любой человек, занимающийся анализом поведения пользователей на сайте, в конечном счете понимает, что изучать всю массу посетителей целиком - бессмысленно. Ключевые показатели в этой ситуации превращаются в «среднюю температуру по больнице» и не несут никакого смысла.



Так web-аналитики приходят к сегментации – отдельному изучению пользователей, пришедших из разных регионов, использующих различные устройства, узнавших о сайте из различных источников и так далее. Одним из важнейших параметров сегментации, отвечающим на вопрос «Зачем пользователь пришел на сайт?», является ключевое слово, введя которое в поисковике, пользователь попал к вам на сайт.



Но, к разочарованию всех web-аналитиков, с 2012 года Google, а с 2014 года Яндекс начали шифровать ключевые запросы пользователей от систем аналитики. В итоге на настоящий момент более 90% ключевых слов оказались недоступными для изучения.





На графике: синий – все переходы из Google, оранжевый – зашифрованные запросы.



Частично проблему решает Яндекс.Метрика. Она умеет расшифровывать запросы Яндекса, что позволяет провести поверхностный анализ. Но инструмент сегментирования только начинает появляться в Метрике, и даже в бета-версии работает весьма посредственно. Например, в Google Analytics можно за одну минуту отфильтровать пользователей, которые пришли на сайт по запросу, содержащему слова «мой бренд», «мой брэнд», «my brand» - в Яндекс.Метрике это сделать невозможно.



Поэтому и возникла идея «объединить» два сервиса: взять ключевые слова из Метрики, которая умеет их определять, и передать в Google Analytics, который умеет их анализировать.



Передача данных осуществляется в три этапа:



1. Сопоставление пользователей Яндекс.Метрики и Google Analytics



2. Выгрузка ключевых слов из Яндекс.Метрики



3. Запись ключевых слов тем же самым пользователям в Google Analytics



Сопоставление пользователей

Записать ключевые слова нужно тем же самым пользователям, которые их вводили, иначе передача не имеет смысла. А для этого необходимо установить четкое соответствие между пользователями, зафиксированными в Метрике и Google Analytics.



Яндекс.Метрика позволяет передавать каждому посетителю собственную пользовательскую переменную. В эту переменную мы будем записывать идентификатор клиента из Google Analytics, и по этому идентификатору соотносить пользователей.



Добавляем дополнительные элементы в код Google Analytics:





Теперь мы можем установить взаимно-однозначное соответствие между посетителями в двух системах аналитики.



Выгрузка ключевых слов из Яндекс.Метрики

Для выгрузки поисковых фраз используем API Яндекс.Метрики. Ежедневно мы отправляем запрос в Метрику, чтобы получать данные по вчерашнему дню.



Из чего состоит запрос:





Полученную от Метрики информацию записываем в базу данных.



Запись ключевых слов в Google Analytics

Теперь переходим к финальному этапу – передаем полученные из Метрики ключевые слова в Google Analytics. Для этого используем Measurement Protocol - протокол передачи статистических данных. Этот протокол, доступный в Universal Analytics, позволяет передавать данные напрямую на сервера Google Analytics посредством HTTP-запросов.



К сожалению, протокол не позволяет «дописать» уже состоявшийся визит, перезаписав ключевое слово. Поэтому слово записывается в качестве дополнительного события.



Разберемся поподробнее, какие необходимо передать:





Результат

В итоге, мы получаем дополнительную категорию событий Keyword, в которую в качестве действий по событию записаны ключевые слова.





По этим ключевым словам уже доступна полноценная сегментация!



P.S. Данная статья не раскрывает всех особенностей работы API Яндекс.Метрики, Google Analytics и Measurement Protocol и не содержит готовых решений, которые можно просто вставить в код вашего счетчика. Поэтому перед началом внедрения описанного функционала на сайт, рекомендую ознакомиться с мануалами по указанным системам.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии