Евгений Суминов, аналитик MOAB.PRO
Ключевые слова с низкой конкуренцией и высоким трафиком – одна из «вечных» тем современного SEO. В этой статье мы попробуем на практике разобрать алгоритм подбора и обработки ключевых слов с низкой конкуренцией, в зависимости от того, какая задача стоит перед SEO-специалистом.
Что влияет на конкурентность ключевого запроса?
Для того чтобы работать с неконкурентными ключами, нужно сначала разобраться, что влияет на конкуренцию по тому или иному запросу - с одной стороны, а с другой – каковы основные признаки, по которым можно определить собственно конкуренцию, имея перед собой конкретный запрос.
Итак, на конкуренцию по запросу влияет:
1. Реальный спрос на товар или услугу – чем больше спрос на товар или услугу, тем больше конкуренция по конкретному запросу
2. Доступность и «раскрученность» источника запросов – если брать запросы из Wordstat, то можно быть уверенным, что уже только поэтому с вами конкурируют десятки, если не сотни, других оптимизаторов. Если же использовать источники малодоступные другим оптимизаторам, можно существенно увеличить шансы на получение запросов, которых нет в Wordstat, но по которым есть трафик.
В настоящее время основные, имеющиеся в распоряжении вебмастера, источники ключевых слов можно перечислить по пальцам одной руки: Wordstat, подсказки, частные базы и сервисы, собственные статистики. Подробное описание технической стороны процесса можно найти здесь.
Публичные сервисы, а именно Wordstat и подсказки сравнительно доступны для сбора. Wordstat представляет сезонную аналитику и цифры в разбивке по регионам, однако, именно доступность этого инструмента влияет на повышенную конкурентность по фразам. То же и с поисковыми подсказками.
Другая сторона медали – частные базы и коллекции запросов из собственной статистики. С определенной точки зрения, и частные базы, и собственные статистики схожи – их достаточно непросто (дорого или трудоемко) заполучить, однако в них максимум ключевых слов, доступ к ним в той или иной степени ограничен. Вряд ли будет преувеличением сказать, что база MOAB (3,2 млрд запросов из публичных счетчиков Яндекс.Метрики) – один из самых «недоступных» продуктов на рынке семантики. Связано это и с высокой ценой, и с жесткой политикой идентификации личности, и ограничением количества продаваемых лицензий. Трудно отрицать, что в этом есть определенные неудобства для некоторых пользователей.
Однако, сравнивая источники неконкурентных запросов и их эффективность, мы преследовали цель сравнить две абсолютных противоположности – максимально доступный бесплатный источник и максимально закрытый, но в то же время в достаточной мере статистически достоверный. С этой точки зрения, идеальными объектами исследования оказались Wordstat и база MOAB: первый является признанным стандартом в деле составления семантического ядра, а база MOAB совмещает в себе преимущества собственных статистик и обладает минимальной, среди аналогичных продуктов, пользовательской базой и доступностью.
Итак, рассмотрим коммерческий высококонкурентный запрос – [мебель]
2.1 По количеству запросов:
Источник Wordstat – парсинг без указания региона, с глубиной 6, дает 112175 уникальных запросов, из которых у 98980 запросов точная частотность отличается от 0 – скачать файл
Источник MOAB – парсинг без указания региона, дает 3 987 908 запросов, то есть – почти 4 миллиона.
Предлагаем для ознакомления скачать файл с топ-5000 фраз по трафику по запросу [мебель] из MOAB. Парсинг производился 10.05.2014, для даты обновления Wordstat - 07.05.2015, таким образом, возможны мелкие расхождения в числах.
Сравнив две полученных выборки, чтобы узнать сколько в MOAB запросов, которых нет в Wordstat, получаем – 3 931 224 запроса:
2.2 Нишевой некоммерческий запрос и количество «пустых» выдач по нему
В КейКоллекторе есть очень простой и очень полезный инструмент для измерения конкурентности выдачи – KEI. Его можно настроить вот так:
То есть, будет сниматься только значение KEI_YandexTitlesCount для Яндекса, с учетом неточных вхождений. По сути, мы просто подсчитаем для некоторого массива ключей количество сниппетов в топ-10 Яндекса, в которых есть все слова исходного запроса. Опыт показывает, что и сегодня эту метрику можно отлично использовать для быстрой оценки конкурентности ниши, особенно для некоммерческих запросов.
Итак, ниша – [можно ли крестить ребенка]
Исходно имеем 2 файла – 168 запросов из Wordstat и 3051 из MOAB - архив с исходными массивами.
Результаты проведенной проверки, описанной выше, демонстрируют, что:
2.3 Также решено было взять 2 узких нишевых выборки в конкурентной тематике и проверить конкурентность всех полученных ключей через сервис Mutagen.ru.
Исходный запрос – [займы для бизнеса]
Всего найдено: 2100 запросов в MOAB, из них 1593 – содержат менее 7 слов и были проверены сервисом, и 41 запрос в Wordstat.
Итоги проверки (приведены средние числа по массиву) - конкурентность по Mutagen.ru : 3,5 в MOAB против 6,9 в Wordstat.
Файлы отчетов: - MOAB (http://moab.pro/mebel/mutagen_mass_12.05.15_19-48.csv ) - Wordstat (http://moab.pro/mebel/mutagen_mass_12.05.15_19-38.csv )
2.4 Также часто приходилось слышать о том, что многие запросы, являющиеся низкочастотными или среднечастотными по Wordstat, в реальности приносят более серьезный трафик. Для этого была сделана выборка по запросу [займы] и взято несколько наиболее ярких примеров, подтверждающих этот тезис.
В самом файле выборки (приведены только 200 наиболее частотных фраз), можно обратить внимание на следующие фразы:
Резюмируя, можно сказать, что идеальных источников семантики не бывает. В Wordstat действительно тяжело найти «свободные» ниши, все труднее найти рабочие прокси для парсинга этого источника. Однако, в ряде задач Wordstat незаменим – например, при поиске начального направления для работы, быстрой первоначальной оценки ниши и потенциального трафика.
Такой продукт, как MOAB, можно, без всякого лукавства, обвинить в высокой цене и необходимости «очищать» огромные массивы получаемых ключевых слов. Тем не менее, это представляется неизбежной платой за «недоступность» источника и связанную с этим эффективность ключевых слов.
2.5 Возьмем запрос [как пробить человека по номеру сотового телефона] – отличный пример высокочастотного запроса, который тяжело назвать высокочастотным на основании данных Wordstat, но который, в то же время, приносит много трафика и является абсолютно неконкурентным:
Невооруженным глазом видно, что выдача по данному запросу является неконкурентной, и нормальному сайту будет вполне достаточно релевантного текста и заголовка, чтобы попасть в ТОП-10 – в выдаче нет ни одного точного вхождения исходного запроса в заголовок.
При этом статистика Wordstat сообщает нам лишь о 182 точных показах в месяц:
В то время как в базе MOAB мы видим 9595 визитов по этому запросу:
Запрос выбран из статистики «по домену» сайта kakprosto.ru – вот ограниченная выборка топ-150 самых популярных запросов по этому домену.
3. Стабильность запроса – если СЧ-ВЧ запрос генерирует более или менее стабильный трафик, то конкуренция по нему, вероятнее всего, будет существенно выше, нежели когда запрос сезонный.
Сезонные запросы, как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе, обладают таким недостатком, как нестабильный трафик, однако и конкуренция по ним обычно существенно ниже. Почему это происходит?
3.1 Wordstat работает с задержкой в диапазоне от 7 до 20 дней, в зависимости от запроса. Поэтому те, кто пользуется только Wordstat, видят по данному запросу высокую частотность только через некоторое время после «пика» по запросу.
Возьмем, в качестве примера, такой неплохой, казалось бы, запрос для туристической отрасли: [туры +на майские праздники 2014] – однако, он имеет, всего 5 точных (на 07.07.2015) показов по Wordstat, при этом общая частотность в пике – 58 417 (!)
Однако, большинство тех, кто найдет этот запрос в Wordstat сейчас, скорее всего отвергнет его как низкочастотный, и, говоря формально, будут правы.
Вот другой запрос [туры +на майские праздники 2015], и его точная частотность – 2661 точных (на 07.05.2015). Не то, чтобы мало, но нужно учитывать, что в этом числе, по сути, агрегирована информация с некоторой задержкой, то есть, это данные, в лучшем случае, за апрель.
График «по неделям» тоже указывает нам на задержку в получении данных:
На графике видно, во-первых, разницу в 6 раз между пиковым значением для запроса с 2014 и 2015 годами, во-вторых – данные ограничиваются только апрелем. Можно, конечно, сказать, что туристический рынок сильно сжался – но не в 6 же раз. Кроме того, данный запрос включает в себя и спрос, «перетекший» из внешнего туризма во внутренний.
А теперь у грамотного оптимизатора должен возникнуть вопрос: а что, если прямо сейчас создать и подготовить страницу на сайте клиента (допустим, что клиент – турагентство), оптимизированную по запросу [туры на майские праздники 2016]?
Взглянем на выдачу по этому запросу:
Выдача откровенно пустая. В особенности, если оптимизатор грамотный, то уже сейчас можно обеспечить представление на данной странице как можно большего количества релевантных запросу туров, закупить качественных ссылок – и страница, которая, безусловно, закрепится в топе по этому запросу, в худшем случае ближе к осени, обеспечит клиенту множество коммерчески привлекательных звонков уже через год.
А для того, чтобы туристическое агентство получало прибыль не только в майские праздники, можно подобрать подобные сезонные запросы для каждого месяца:
[туры на 14 февраля 2016]
[туры на 8 марта 2016]
[туры на лето 2016]
[туры на июнь 2016]
[туры на рождество 2016]
Правда, остается еще один маленький нюанс, на который наверняка обратят внимание дотошные читатели – это огромная разница (в 15 раз почти!) между точной частотностью запроса ([туры +на майские праздники 2015] – 2661 показ) и общей частотностью этого же запроса – более 40653 показов. Это очень важный показатель, который мы обязательно рассмотрим в следующих наших публикациях, сформулировав концепцию «продвижения по неизвестным запросам».
Что является признаком высокой конкурентности запроса?
Выше были рассмотрены внешние, оффлайновые причины, по которым тот или иной запрос становится конкурентным. Однако, помимо причин, важно также знать признаки, указывающие на конкурентность запроса.
1. Наличие неточных вхождений запроса в Title топ-10 выдачи. Параметр в некоторой степени условный, однако на большой статистике для оценки ниши на него можно полагаться. В коммерческих тематиках параметр менее информативен, однако для НЧ-запросов все еще является отличным маркером. В некоммерческих тематиках является информативным и по сей день – если вы получили 10000 запросов с трафиком, из которых только в 2000 случаев у вас более 5 неточных вхождений – смело беритесь за эту тематику, вам не составит особого труда продвинуться в ней, если у вас надежный источник ключевых слов и вы уверены в реальном трафике по запросам. Как и было показано выше, для оценки ниши в целом можно использовать среднее значение параметра на большом массиве запросов.
2. Наличие неточных вхождений запроса в объявлениях Яндекс.Директ. Под неточными вхождениями здесь понимается именно наличие каждого из слов исходного запроса в каждом из имеющихся заголовков Яндекс.Директа, например:
3. Наличие в выдаче сервисов Яндекса, а именно:
С одной стороны, в результате многочисленных проведенных экспериментов, было замечено, что продвижение по таким запросам в коммерческой тематике осуществляется медленнее и тяжелее, нежели по запросам, таковых вставок на выдаче не имеющим.
С другой стороны, очевидны преимущества сервисов Яндекса в оформлении сниппета на выдаче – поэтому, даже продвинувшись по такому запросу, неизбежно будет происходить потеря части кликов за счет более привлекательного сниппета, например, Яндекс.Авто.
Вывод: Подбирать низкоконкурентные запросы необходимо из качественных источников. Сайт должен быть максимально интегрирован с сервисами Яндекса (Директ, Яндекс.Маркет, Яндекс.Недвижимость, Программа расширенных снипеттов и проч.)
4. Из часто обсуждаемых признаков конкурентности можно вспомнить еще ряд параметров, которые, ввиду их общеизвестности, стоит лишь перечислить:
- кол-во главных страниц сайтов в топ-10
- геозависимость запроса (снижает потенциальный трафик до уровня трафика в регионе продвигаемого сайта)
- стоимость клика в PPC-системах
В следующих наших материалах мы рассмотрим, как именно в современных условиях можно успешно и с небольшими затратами лишь на контент продвигаться по большим массивами ключевых слов – от 100 000 запросов до 1 000 000 и более.
Комментарии