В начале марта на нашем портале вышло интервью с Андреем Шаккаром, в котором крупнейший частный администратор рунета рассказывал о грядущих изменениях на рынке сообществ в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники. Суммы сделок по купле-продаже сообществ «ВК» или «ОК» в два-три и даже пять миллионов рублей многим читателям тогда показались фантастическими и лишенными здравого смысла. Но спустя всего месяц «из тени» начали выходить покупатели, готовые инвестировать в сообщества сотни миллионов рублей.
Артем Прокофьев – еще даже не проект и не компания «с именем», а простой парень, которого практически никто не знает. У этого молодого человека – самый большой из публично заявленных бюджетов на объединение сообществ в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники и составляет cвыше 300 миллионов рублей. Есть вероятность, что в ближайшем будущем жизнь героя статьи кардинально изменится, а SearchEngines.ru окажется первым сайтом, взявшим интервью у восходящей звезды SMM-рунета.
SE: 300 000 000 рублей! Какие цели вы преследуете, если на сообщества в социальных сетях даже право собственности не распространяется?
В последние несколько недель, как только наша команда начала активно объединять крупнейшие сообщества ВКонтакте и Одноклассников в одну сеть, я превратился в человека-невидимку. Сумма затмила суть.
Социальные сети уже концентрируют гигантские объемы внимания аудитории интернета. Ежедневно ВКонтакте посещают более 70 миллионов пользователей, а Одноклассники – около 50 миллионов. В среднем, и «ВК», и «ОК» посещают по 40 раз в месяц. Для сравнения: дневная аудитория Первого канала составляет около 20 миллионов зрителей в сутки. Да, среднее время, проведенное за просмотром ТВ в СНГ еще выше, чем аналогичный период «online» в интернете, но эта разница стремительно сокращается.
Чтобы увеличить время комфортного нахождения пользователя в социальных сетях, необходим качественный контент и удобный функционал. Функционал – безусловно, зона ответственности руководства социальной сети. Контент – территория, где могут проявить себя пользователи. Ощутимое улучшение функционала (а уже сейчас «ВК», например, легко конкурирует по этому показателю с Фейсбуком) и контента выгодны всем, поскольку именно в социальные сети вскоре начнут «перетекать» растущие рекламные бюджеты крупнейших брендов.
Представьте себе теперь, что есть шанс оказаться не просто в гуще событий, а реально изменить рынок, собрав в одну команду самые крупные, самые организованные сообщества в рунете, чтобы превратить количество в еще лучшее качество. Поэтому 300 миллионов рублей ни мне, ни инвестору не кажутся слишком большой платой за возможность изменить рынок.
SE: Какие сроки окупаемости закладываются при планировании бизнеса, основанного на монетизации сообществ в социальных сетях?
Закладываем сроки возврата инвестиций в два года. Это – с учетом цели в 100 сообществ размером свыше миллиона подписчиков каждое. Сроки возврата инвестиций сильно зависят от того, насколько большое сообщество досталось инвестору и насколько грамотно оно создавалось, развивалось, монетизировалось. Если сообщество крупное, имеет оригинальную концепцию и талантливую команду поддержки, то сроки возврата инвестиций можно закладывать выше, поскольку и стабильности в таком проекте больше. Дорогие сайты тоже не окупаются за три дня. И наоборот, если сообщество небольшое, типичное, с очень «разношерстным» контентом, сроки возврата инвестиций следует закладывать небольшие, поскольку нет никаких гарантий, что завтра таких сообществ не появится еще тысяча или две.
SE: Одна из ваших тем размещена на форуме SeachEngines.Guru. Насколько эффективно искать владельцев сообществ на форумах? Как вообще происходит процесс поиска и непосредственно переговоры с владельцами?
Конкретно через ваш форум куплено сообществ на общую сумму около 22 миллионов рублей. Но наиболее эффективный метод поиска – прямое обращение к создателям проектов с предложением о переуступке права администрирования в нашу пользу. Насколько мне известно, многие начинающие инвесторы пытаются искать продавцов именно на форумах или где-то на биржах, но такой метод требует хорошего запаса времени, чтобы отфильтровать что-то качественное от сомнительных активов. У меня работает команда из трех человек-поисковиков, которые и занимаются мониторингом всех достойных сообществ в ведущих социальных сетях рунета.
Сами переговоры возможны и в онлайн режиме , а вот сделки проводить желательно при личной встрече. Естественно, при сумме сделки до миллиона рублей не многие соглашаются ехать в Москву или Санкт-Петербург для подписания договора. В этом случае подписание происходит удаленно, а движение документов осуществляется с помощью курьерских служб. Сделки с суммой компенсации выше миллиона рублей практически всегда происходят вживую. Заключается бумажный договор, который заверяется у нотариуса.
SE: Тема инвестиций в сообщества обсуждается администраторами давно, а основной причиной того, почему этого потока инвестиций в больших объемах нет, называется отсутствие понятного юридического статуса сообществ и официально утвержденного регламента их передачи. Напрашивается вопрос: в чем секрет финансового потока у вас? По сути, создается прецедент, который может повлиять на развитие рынка.
Как и многие опытные администраторы, я пришел в социальные сети в 2008 году. До этого, вообще смешно вспомнить, занимался перепродажей игровой валюты в World of Warcraft. Это были годы наивности, юношеского максимализма и огромного желания получить всё и сразу. Какие-то первые деньги, первые группы и продажи рекламы первым рекламодателям ВКонтакте... И первый опыт арбитража трафика.
В 2014 году оборот арбитража трафика превысил несколько миллионов рублей в месяц, поэтому было принято решение постепенно уходить от формата покупки рекламы в сообществах в пользу покупки самих сообществ. Осенью того же года несколько администраторов уступили мне свои администраторские права, что и стало отправной точкой строительства собственной сети. Знающие меня лично по арбитражу трафика бизнесмены (на чьи интернет-магазины добытый мною трафик и сливался) предложили увеличить масштабы строительства сети сообществ.
Поэтому каких-то особых секретов и нет. Риски партнерам понятны, методы монетизации и перспективы рынка – тем более. Можно сказать, что трое «понимающих» бизнесменов «скинулись», чтобы сформировать фонд проекта. Управляющим партнером, отвечающим за рост сети, ее развитие и монетизацию, являюсь я.
SE: Есть ли кто-то, кого вы считаете своими основными конкурентами? Или с такой суммой инвестиций о конкуренции не думается вообще?
Рынок огромный, конкуренция даже не ощущается. Есть просто администраторы, которые строят компании европейского образца, создавая полноценные рекламные агентства, занимаясь профессиональным продвижением брендов, а есть тихие спокойные администраторы, которых абсолютно устраивает дополнительный заработок в 30 000 рублей. Среди хорошо организованных команд с приличными амбициями и статусом лидеров я бы назвал Андрея Шаккара, основателя «Buzzcraft», и Арсения Ашомко, основателя «Tigermilk» - действительно крупные, работающие в разных социальных сетях, с пулом крупных брендов-рекламодателей.
SE: У двух названных вами администраторов есть рекламные агентства и собственно бренды, которые они развивают. У вас пока есть аккаунт в социальных сетях, несколько десятков сообществ в них и темы на форумах. Планируете создавать собственный бренд или считаете, что без этого можно обойтись?
В ближайшее время в нашу сеть войдет одна из крупнейших администрирующих компаний социальной сети ВКонтакте. Это достаточно известный бренд с приличной аудиторией, причем как подписчиков, так и рекламодателей. На его основе и будет построена дальнейшая работа по развитию нашей сети.
SE: И напоследок. Каким будет рынок, когда вы соберете 100 сообществ-миллионников?
Думаю, это случится до конца 2015 года. Очень вероятно, что за это время ВКонтакте запустит платформу видеоканалов, где пользователи получат функционал для эффективного продвижения видеоконтента, а в Одноклассниках улучшат раздел статистики и доведут его уровень до «вконтактовского». Однозначно упадут продажи в сегменте дешевых товаров, поэтому большинство администраторов будут вынуждены организовывать собственные отделы продаж и выходить на прямых рекламодателей (сейчас многие довольствуются заявками с размещенных контактов в самом сообществе).
В общем, рынок будет расти в профессиональном смысле. Возможно, что администрация социальных сетей даже официально введет ранжирование администраторов, разделяя «все еще любителей» и «уже профессионалов». Вместе с этим есть вероятность уже летом получить от ВКонтакте и Одноклассников какое-то официальное признание права администрирования сообществ в качестве бизнес-инструмента и того самого ожидаемого регламента передачи этого права от одного пользователя другому. Время покажет.
Комментарии