12 марта 2015 года в Киеве прошла конференция для специалистов поисковой оптимизации SEMPRO 2015. В рамках конференции автор и разработчик проектов userator.ru, vtest.ru, vzadache.ru и moneycaptcha.ru Роман Морозов представил доклад, посвященный инновациям в поведенческом продвижении сайтов.
Роман решил начать свой доклад с плохих новостей: с 1 декабря 2014 года Яндекс начал активно банить сайты за поведенческие факторы сроком на 6 месяцев. Сотрудник Яндекса Сергей Певцов на конференции AllInTopConf сказал, что если сайт еще не забанен за поведенческие факторы, то он будет забанен в будущем. С учетом того, что Яндекс в Украине занимает 2/5 рынка поиска, то это может быть серьезной проблемой.
Докладчик предложил подойти к проблеме философски и попытаться понять, как с ней справиться. Для начала следует вдуматься в некоторые высказывания представителей Яндекса.
Обрабатывается большой массив данных, поэтому есть задержка с банами. Из этого утверждения следует, что ошибки по наложению банов единичны, система банит только сайты, которые накручивают поведенческие факторы в соответствующих системах. Если сайт накручивает конкурент, то никаких санкций быть не может.
Перед баном Яндекс проводит дополнительные проверки.
Ошибки по наложению санкций единичны. Представитель Яндекса заверил всех, что ошибок быть не может, в крайнем случае – одна ошибка на тысячу.
Далеко не все сайты, которые крутят, получили санкции. Роман Морозов привел точные данные по забаненным в системе сайтам: на данный момент их около 50. Это, по сути, ничтожный процент от общего количества, однако для userator важно, чтобы количество сайтов, ушедших в бан, равнялось нулю.
Представитель Яндекса уклонился от ответа на вопрос о том, как определяется, крутит владелец сайта или конкурент. Это говорит о том, что технология поисковой системы уязвима и не совсем легальна.
Из указанных суждений можно сделать интересные выводы.
Почему Яндекс банит сайты на 6 месяцев? Этот вопрос вызвал особый интерес среди специалистов поисковой оптимизации. Ведь поведенческие факторы, в отличие от ссылочных, не засоряют интернет и видны лишь Яндексу. Отгадка напрямую связана с высказыванием №4: «Далеко не все сайты, которые крутят, получили санкции». Дело в том, что компания Яндекс технически не способна забанить все сайты, которые крутят, так как далеко не всегда может отличить накрутку владельца сайта от накрутки конкурентов. Руководство компании решило применять психологический прием: открыто заявлять о факте полугодового бана. В этом кроется не сила Яндекса, а его уязвимость.
Как Яндекс отличает вебмастера, который крутит свой сайт, в отличие от конкурента, пытающегося убрать сайт с выдачи? Ответ на этот вопрос дает неуязвимость против политики Яндекса. Специалисты userator провели крупное исследование и составили список гипотез, как компания может решить данную задачу. Вероятно, Яндекс считает, что:
Владелец крутит сайт в случае, если проект по качеству значительно ниже, чем сайт конкурентов. Эта гипотеза справедлива и работает.
Владелец крутит сайт в случае, если владелец сайта регулярно посещает Яндекс.Метрику или Яндекс.Вебмастер и систему продвижения сайта с помощью поведенческих факторов (userator.ru и другие) с одного компьютера. Эта гипотеза работает на 95% сайтов. Именно посещение Яндекс.Метрики и Яндекс.Вебмастера дает поисковой системе возможность на 100% видеть владельца сайта с помощью шпионских технологий. В случае, если владелец регулярно посещает системы накрутки и на сайт идет подозрительный трафик, который сильно отклоняется от среднестатистических показателей для данного сайта, принимается решение о бане на 6 месяцев. Этим как раз объясняются высказывания представителя Яндекса об обработке большого массива данных и дополнительных проверках.
Владелец обычно крутит сайт в разных системах продвижения. Когда накрутку производят конкуренты, они, как правило, используют одну систему.
Владелец крутит сайт в случае, если все запросы, на которые идет подозрительный трафик, находятся за пределами ТОП10. Если идет приток трафика на сайты первой десятки в выдаче, понятно, что накручивают конкуренты. Если такой же приток идет на сайты первой двадцатки, речь может идти о накрутке поведенческих факторов. Тогда сайт подлежит бану. Роман Морозов предполагает, что 3 и 4 гипотезы перестанут существовать после их огласки.
Компания Яндекс вычисляет владельцев, читая их почту. Специалисты userator общались с веб-мастерами забаненных сайтов и выяснили, что это не так.
Компания Яндекс блефует, что отличает владельцев от конкурентов. После проверки так же выяснилось, что эта гипотеза не работает.
Знание алгоритма банов помогает получить неуязвимость от них. Для этого нужно следовать простым правилам:
Продвигаемый сайт по качеству не должен уступать конкурентам в ТОПе.
Необходимо исключить работу с одного компьютера в системах Яндекс.Метрика или Яндекс.Вебмастер и системе продвижения userator.ru или работать с последним только через защищенный браузер tor.
Не использовать разные системы продвижения для одного сайта и добавлять в продвижение часть запросов, уже находящихся в ТОП10 поиска Яндекса.
Докладчик заявил, что накручивать сайты конкурентов при текущей реализации алгоритмов Яндекса достаточно сложно. Простые приемы отправки конкурента в бан через сервис userator.ru, скорее всего, приведут к росту позиций конкурентов.
Далее Роман Морозов предложил рассмотреть использование поведенческих факторов в поисковой системе Google. Как известно, сотрудник отдела качества поиска Google Андрей Липатцев на конференции CyberMarketing 2014 заявил о том, что Google не учитывает поведенческие факторы. Но при этом 37% запросов в userator продвигается в Google и это работает. Таким же образом можно продвигать ролики в YouTube. Докладчик также рассказал слушателям о любопытных заданиях в браузере Google Chrom, который передает все данные в Google. Поисковая выдача в этом браузере формируется с учетом закладок пользователя. Если тысяча пользователей добавит сайт в закладки, это положительно отразится на выдаче. В userator по просьбе пользователей были добавлены следующие новые функции:
Переход с Google Картинок на сайт (https://userator.ru/help/97.shtml)
Браузерные закладки Google Chrome (https://userator.ru/help/110.shtml)
Сложные браузерные закладки Google Chrome (https://userator.ru/help/111.shtml)
Также добавлены отзывы в Google+ и другие задания и эксперименты по продвижению сайта.
За последние полгода большую популярность обрела накрутка подсказками. Роман Морозов привел пример, когда в подсказке был указан номер телефона такси, и это очень помогло раскрутке сервиса. Такие подсказки со временем удаляются, но они хорошо заинтересовывают и вовлекают пользователей. Изменять подсказки можно и в других поисковых системах, а также в YouTube.
При накрутке поведенческих факторов хорошо работают регулярные возвраты пользователей на сайт. Кроме того, докладчик рекомендует создание так называемых золотых ссылок – тех, по которым на сайт поступает максимальный трафик. Несмотря на то, Яндекс заявил об отключении ссылочного фактора, в Москве он продолжает работать. Это может происходить из-за того, что ссылки отключены, но переходы по ним учитываются.
Роман Морозов также советует использовать социальное усиление сайта установкой специальных кнопок и устанавливать http://api.yandex.ru/share/. Все эти манипуляции работают «в плюс».
Роман Морозов рассказал, что последние несколько месяцев специалисты userator занимались разработкой нового визарда, который при добавлении сайта предлагает стратегию продвижения по поведенческим факторам, усилению ссылок и накрутке подсказок. В настоящее время визард представлен бета-версией, но в течение года он будет доработан.
В заключение доклада Роман Морозов высказал уверенность в работе технологий своей компании и призвал специалистов поисковой оптимизации заниматься экспериментами и исследованиями в системе.
Комментарии