Общественная палата по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций предлагает законодательно обязать поисковые системы отчислять выплаты интернет-СМИ, новости которых публикуются их новостными сервисами.
Дмитрий Бирюков, председатель комиссии Общественной палаты: «Во всех европейских странах сегодня фактически существуют в той или иной мере законы, которые фиксируют, что за публикацию в поисковике, либо на сайте какой-то информации, принадлежащей газете или журналу, поисковики должны платить фиксированную цену. В Испании, например, принят законопроект, когда Google отчисляет 7% от своего дохода в стране испанским средствам массовой информации. Я считаю, что это может быть предметом закона, который дал бы российским СМИ необходимую сумму денег, которая могла бы пойти на финансирование подписки либо розницы в нужных регионах».
Безусловно, Дмитрий Бирюков, радеющий за улучшение финансового положения российских СМИ, в своей идее заставить платить поисковики за контент – отнюдь неоригинален. Подобные мысли уже посещали головы бельгийских, французских, германских и испанских издателей. Мало того, что посещали, даже были претворены в жизнь и, как говорится, теперь мы имеем прекрасную возможность посмотреть, что же из этого вышло.
Итак, есть несколько вариантов развития событий.
В 2011 году бельгийские газеты выиграли процесс против Google, длившийся с 2006 года, с самого начала работы Google News, когда агрегатор начал автоматически добавлять сниппеты и фото из новостей в состав материалов сервиса. И здесь мы вполне можем понять Copiepresse, представляющую интересы бельгийских издателей, она сразу обратилась в суд для защиты своей интеллектуальной собственности, не зная еще, в чем заключается работа нового сервиса и чего можно ожидать от подобного использования издательского контента.
После длительного разбирательства Copiepresse выиграла процесс. Решение суда дословно обязывало Google: «удалить со всех сайтов (с Google News и «кэшированного» Google, а также любых других), все статьи, фото- и графические материалы от бельгийских издателей ежедневной франко- и германоязычной прессы, представленной истцом, в десятидневный срок от даты данного уведомления, под угрозой ежедневного штрафа размером 1,000,000.00 евро за день задержки».
Google последовал решению суда и законопослушно стер все упоминания о материалах со всех своих серверов. В результате, газеты, боровшиеся за право неприкосновенности своих материалов, полностью исчезли из всех сервисов Google, включая поисковую выдачу, новости и все остальные сайты (на их страницах теперь нельзя даже воспользоваться сервисом Google Translate).
Один из представителей газет, CEO издания La Libre, Франсуа Удье назвал это событие «жестокой местью» со стороны поисковой компании и сообщил, что издатели добивались совершенно не такого исхода. Намерением издателей было заработать деньги на контенте и представители Google должны были понимать, что все зашло слишком далеко. Также он отметил, что издатели хотели бы вернуть поисковые результаты и трафик, но при условии должного уважения к их правам. Выражаясь другими словами «вы не можете использовать нашу интеллектуальную собственность, и мы заявляем, что вы – наш прямой конкурент, однако нам необходима ваша интеллектуальная собственность бесплатно, а лучше, чтобы вы за это нам заплатили».
На первый взгляд, слова Удье абсурдны, однако, они абсолютно точно выражают суть желаний всех издателей в цифировую эпоху – «нам необходима ваша интеллектуальная собственность бесплатно, а лучше, чтобы вы нам за это платили». Гипотетически баснословные прибыли поисковых систем мало кого оставляют равнодушными, а некоторые так и вовсе склонны считать, что ПС просто-напросто залезают к ним в карман.
Так, в 2012 году правительство Франции тоже решило заставить компанию Google платить за показ ссылок на новостные материалы французских издателей в Google News.
Переговоры французского правительства и Google длились несколько месяцев. В ответ на требования платить за контент, Google угрожал совсем перестать индексировать статьи, размещенные на сайтах французской прессы. Французские издатели, представив себе такое бесперспективное будущее, решили не быть столь категоричными, как печально известные издатели бельгийские. В результате полюбовно заключенного между сторонами соглашения, в Google был создан специальный фонд по работе с французскими издателями. Этот фонд должен помочь увеличить доходы французских интернет-изданий с помощью рекламных технологий Google. Интернет-гигант согласился потратить $ 82 млн на поддержку перехода французских печатных СМИ на цифровые носители.
Дальше всех в стремлении сунуть проносимую мимо ложку в свой рот пошли германские издатели, потребовавшие от Google выплаты им вознаграждения в размере 11% от всех доходов корпорации за право индексирования контента изданий и включения его в поисковую выдачу. В заявке, поданной властям страны, напрямую говорилось о том, что издательские компании хотели бы «урезать заработки Google, включая доходы, полученные на территории не только Германии, но и других стран, которые напрямую или опосредованно зависят от публикуемого на страницах поисковика контента газет и журналов».
В результате Google прекратил показ фрагментов новостей и уменьшенных изображений материалов, принадлежащих членам немецкого консорциума VG Media - инициатора разбирательства.
Google считает, что помогает зарабатывать издательствам, а они этого не ценят. Редактор и основатель Marketing Land и Search Engine Land Дэнни Салливан (Danny Sullivan) отмечает, что большинство издателей Европы и Германии не жалеют сил и средств на продвижение собственного контента в поиске Google. СМИ активно пользуются сервисом «Инструменты для веб-мастеров»; создают файлы Sitemap для успешной индексации страниц сайта поисковыми роботами Google; использовали функционал указания авторства для связывания контента с профилем автора в Google+. Это говорит о том, что «издатели всегда стремились к тому, чтобы получать поисковый трафик из Google бесплатно, добившись этого, они захотели, чтобы поисковик платил им за право доступа к контенту».
Издатели не глупы: они прекрасно осознают этот факт. Вот почему их действия выглядят еще циничнее. Они пытаются шантажировать поисковую систему в надежде получить от нее хоть какие-то денежные выплаты.
Не побрезговали заняться шантажом Google и испанцы. В октябре 2014 года испанский конгресс принял так называемый закон о «налоге на Google», утвердив поправки к закону об интеллектуальной собственности, согласно которому агрегаторы новостей обязаны платить издателям за контент.
На принятие закона Google отреагировал электронным письмом: «Мы разочарованы новым законом, потому что мы считаем, что услуги вроде Google News помогают издателям привлекать трафик на их сайты. Что касается будущего, мы будем продолжать работать с испанскими издателями, чтобы помочь им увеличить доходы, в то время как мы переоценим наши возможности в рамках нового регулирования».
И Google действительно переоценил свои возможности в помощи испанским издателям, объявив, что с 16 декабря 2014 года прекращает работу Google News в Испании, и все новостные материалы испанских издателей будут исключены из международных версий новостного агрегатора.
Это было явно не то, на что рассчитывало испанское правительство. И совсем не то, что хотели бы получить от Google испанские издатели. Ассоциация Испанских Периодических Изданий (AEDE) обратилась за помощью к правительству с официальной просьбой предотвратить закрытие Google News.
«Мы просим вмешательства в это дело испанских и европейских властей, а также других компетентных органов, которые занимаются защитой прав граждан и предприятий, - говорилось в обращении AEDE. - Для испанских издателей закрытие Google News – это не просто закрытие «еще одного сервиса». Учитывая доминирующее положение Google на европейском поисковом рынке, исключение материалов испанских изданий из новостного агрегатора очень негативно скажется на испанских предпринимателях и их бизнесе».
Очевидно, что прежде чем принимать законы, обязывающие поисковые системы платить издателям за использование контента в своих новостных агрегаторах, не лишне поинтересоваться у самих издателей, что они по этому поводу думают. Готовы ли интернет-СМИ отказаться от трафика, привлекаемого на их сайты новостными агрегаторами поисковиков? Ибо нет никаких предпосылок к тому, что в случае принятия в России закона о «налоге на Google», Google среагирует как-то иначе, чем в Бельгии и Испании.
При этом следует помнить о том, что у нас есть еще одна поисковая система, которой принадлежит большая часть поискового рынка России, и у которой пока еще нет никакого опыта разбирательств с издателями. И что-то подсказывает, что реакция Яндекса на подобные законопроекты будет гораздо категоричней, чем реакция Google. У Яндекса своя демократия, и как бы не пришлось российским издателям самим платить за цитирование и ссылки в Яндекс.Новостях.
Плохо быть жадными. Может, все-таки не нужно, подобно Европе, наступать на грабли, а просто постараться их обойти?
Комментарии