В последнем выпуске рассылки уходящего года мне хотелось бы подвести итоги событий, случившихся на отечественном рынке SEO в 2014-м году. Он оказался весьма богат на события, несомненно, серьезно повлиявшие на развитие отрасли. И если в предыдущие годы основными событиями на рынке SEO были поглощения-слияния компаний и старт новых сервисов закупки ссылок, то 2014-й год, совершенно точно вошел в историю, как год радикальной смены вектора продвижения в Яндексе.
Очевидно, важнейшим событием 2013-го года явилось провозглашение Яндексом скорой отмены ссылочных факторов для московской выдачи по коммерческим запросам. Оно было анонсировано Александром Садовским в самом конце 2013-го года на конференции IBC Russia, называлась расплывчатая дата «начало 2014-го года», и основная масса оптимизаторов ушла в этот новый 2014-й год в смутном ожидании больших перемен.
Однако, анонсированный процесс несколько затянулся. Первую ласточку пришлось ждать целых три месяца, и, когда уже многие начали осторожно верить в то, что с ссылками ничего радикального не случится, что внедрение нового алгоритма растянется на годы, а, может, и вообще до внедрения дела не дойдет, 12 марта на минской конференции «Неделя Байнета» Александр Садовский во время доклада со сцены довольно театрально запустил на своем ноутбуке процесс отключения ссылочного ранжирования в некоторых коммерческих тематиках выдачи для Москвы.
Все приготовились увидеть масштабные изменения в выдаче, однако «шторм» не сильно отличался от некоторых рядовых апдейтов. Более того, в обозначенных тематиках в выдаче продолжали находиться документы, помеченные, как найденные по ссылке» (НПС). Поэтому в реальное отключение ссылочного верилось с большим трудом. И только когда в мае из выдачи начали исчезать НПС, а июньскими апдейтами московскую коммерческую выдачу по обозначенным тематикам основательно перетрясло, в отключение ссылочного уже можно было начинать действительно верить. Далее выдача стала существенно меняться и в других тематиках московской коммерческой выдачи (особенно в августе-сентябре), и лично у меня уже не осталось сомнений, что то, о чем так долго говорили, наконец-то действительно произошло.
Итак, что же принесло отключение ссылочного в отрасль? Конечно, отключение коснулось только московской выдачи и только коммерческих запросов (да и то пока что далеко не всех), но, тем не менее, это наиболее востребованная в плане продвижения часть запросов. Ссылочные биржи продолжают функционировать, но, полагаю, тенденция к постепенному оттоку бюджетов из них явно наметилась.
Старая мудрость гласит, что если где-то что-то убыло, то в другом месте должно обязательно прибыть. Конечно же, первым, что могло прийти в голову – это усиление текстовых факторов. Этот лозунг сначала подхватили компании, специализирующиеся на SEO-копирайтинге, но очень быстро стало понятно, что никакого прорыва в текстовых факторах нет. Более того, новое ранжирование принесло с собой усиление штрафов, многие из которых были направлены как раз против классического SEO-копирайтинга – килознаков отрерайченного, с той или иной степенью отличия от оригинала, переоптимизированного текста. Будем считать, что с текстовым переспамом Яндексу на данный момент удалось справиться. И, если где-то в топах сейчас еще можно встретить ортодоксальные SEO-портянки, то это только потому, что некий комплексный показатель, являющийся основой порога для срабатывания контентных штрафов (я предпочитаю называть это «кармой сайта») и зависящий от многих факторов, у этих сайтов оказался достаточно высок. В любом случае, в топ такие сайты попали отнюдь не благодаря переоптимизированным текстам.
Другой, вышедший на рынок в качестве заменителя отключенного ссылочного ранжирования тренд, накрутка поведенческих факторов, оказался более коммерчески успешным. Сразу же после объявления об отключении ссылочного, представители сервисов по накрутке ПФ заметно активизировали пиар-деятельность. Оптимизаторы и владельцы сайтов, привыкшие существовать в парадигме «занес деньги – получил результат», увидели в накрутке ПФ единственную альтернативу покупке ссылок. В итоге ссылочные бюджеты постепенно стали перетекать в поведенческие. Причем чисто на психологии, так как накруточные сервисы так и не смогли предоставить наглядные доказательства того, что их технологии действительно работают.
Более того, в течение года Яндекс неоднократно заявлял о том, что будет жестко пресекать все попытки использования эмуляции действий пользователей для продвижения сайтов. Серьезность своих намерений Яндекс продемонстрировал в декабре, когда многие сайты, пользовавшиеся услугами подобных систем, существенно потеряли позиции.
Показательным является тот факт, что пострадали клиенты компании Сеопульт, продвигавшиеся по новой технологии, анонсированной, как абсолютно «белая», суть которой заключается в том, что пользователь, кликнувший по рекламному объявлению, попадал на сайт через прокладку из поисковой выдачи. А сама компания Сеопульт, наряду с сервисами по прямой накрутке ПФ, была включена в стандартный ответ Платона о санкциях за использование эмуляции действия пользователей.
На мой взгляд, такая жесткая позиция Яндекса по поводу манипуляции поведенческими факторами, существенно отличается от его позиции по поводу коммерческих ссылок времен расцвета ссылочных бирж, когда представители Яндекса заявляли, что главное – репутация донора, а не способ, каким на нем появилась ссылка. Сейчас лазеек тем, кто пытается манипулировать поведенческими факторами, фактически не оставлено, и если Яндекс будет продолжать жесткие действия по противодействию им, то, полагаю, что сервисы по накрутке ПФ ждет не столь завидное будущее, по сравнению с ссылочными биржами времен рабочего ссылочного. Тем более что работоспособность методов, применяемых накруточными сервисами, находится под большим сомнением. Так что, на мой взгляд, накрутка поведенческих – это тупиковая ветвь развития SEO, которая, однако, какое-то время будет оттягивать на себя некоторую часть бюджетов на продвижение.
И, наконец, на мой взгляд, наиболее перспективный тренд в продвижении коммерческих сайтов – коммерческие факторы ранжирования – начал вырисовываться гораздо более отчетливо нежели в предыдущие годы. Вселяет определенный оптимизм и то, что у многих владельцев сайтов начинает появляться понимание, что нужно отрываться от парадигмы «сделал сайт и забыл, занес денег куда надо – получил результат» в сторону постоянной работы по улучшению сайта в плане представления продукции и услуг, информации о бизнесе, юзабилити, взаимодействия с пользователем.
Конечно, такой подход требует достаточно серьезно квалификации работающего с сайтом оптимизатора и немалых временных затрат, что, на мой взгляд, неизбежно ударит по SEO-компаниям, практикующим поточный метод продвижения сайтов, где на одного исполнителя приходится по нескольку десятков проектов. Определенно, вектор сдвигается в сторону SEO-компаний, практикующих на деле, а не словах, индивидуальный подход к продвижению каждого сайта, а также к инхаус-отделам. В случае достаточно больших сайтов, формула «один оптимизатор – несколько проектов» превращается в прямо противоположную «один проект – несколько оптимизаторов». И эти тенденции меня лично определенно радуют, так как повышают профессиональный уровень исполнителей и качество сайтов и положительно сказываются на репутации всей отрасли в целом, которая сейчас находится в довольно плачевном состоянии.
Что же касается второго по значимости в рунете поисковика – Google – то прошедший год оказался относительно спокойным на события. Оптимизаторы, специализирующиеся на продвижении в Google, достаточно привычно пережили очередные волны апдейтов алгоритмов гуглового «зоопарка» - Панды и Пингвина. И даже научились выходить из-под санкций, в основном, экспериментируя с инструментом «Disavow Links» вплоть до полного исключения всех ссылающихся на сайт доноров.
Продвижение в Google по-прежнему напоминает игру в футбол на минном поле, когда одни и те же методы позволяют одним сайтам ранжироваться хорошо, а другие загоняют за «101-й километр» поисковой выдачи. К счастью, мин пока на игровом поле довольно мало, и первых сайтов гораздо больше, чем вторых. Достаточно любопытным событием стала оговорка сотрудника отдела качества поиска Google Андрея Липатцева во время онлайн доклада из Дублина на конференции Cybermarketing-2014 о том, что Google не учитывает в ранжировании социальные сигналы и поведенческие факторы, в виду плохого качества этих сигналов. Но, на мой взгляд, событие это оказало довольно малое влияние на отрасль – во-первых, очень многие Андрею просто не поверили, а во-вторых, основными методами продвижения в российском Google остаются ссылки.
Ну, и, пожалуй, стоит упомянуть событие, непосредственно не связанное с ранжированием – введение Яндексом и Google шифрования поисковых запросов в своих реферрерах. Теперь оптимизаторам необходимо использовать в работе одновременно и Яндекс Метрику, и Google Analytics.
В заключение, я бы хотел поздравить всех оптимизаторов с Новым Годом, и высказать надежду, что в 2015-м году в отрасли мы будем наблюдать коренной перелом в тенденции к уходу от накруточных и поточных методов продвижения в сторону профессиональной работы с сайтом. Сайты станут лучше, а интернет – чище. Повышайте свой профессиональный уровень, и я уверен, что все будет в порядке. Удачи и высоких мест в выдаче!
Комментарии