По моим субъективным оценкам, в рынок сообществ «Вконтакте» в 2014 году было инвестировано не менее 100 000 000 рублей. Инвестиций было бы больше, если бы администраторы заботились о сообществах в юридической плоскости.



Я никогда не любил посредников. Да, по сути, посредники – продавцы рентабельной информации, но как-то с детства казалось, что если уже у тебя есть нужный товар, а продавец вот-вот будет найден, стоит приложить еще немного усилий для получения результата. Именно этим я руководствовался еще в 2009 году, когда начал собирать сообщества в социальных сетях в одну сеть, которая позже станет основным активом «Buzzcraft». Потратив первые 300 тысяч рублей, осознал, что фактически покупаю «кота в мешке»: люди передавали сообщество практически под «честное слово», а получали в ответ вполне обычные деньги… Серьезные инвестиции подразумевали намного более детальный подход к вопросу «Как и сообщества развить, и бан не получить».



Администраторы сообществ осознают свою роль в социальных сетях с трудом

Первая страшилка, которая пугает потенциальных инвесторов, звучит так: «Вы в социальной сети никто! Все сообщества принадлежат владельцам социальной сети! У вас в любой момент могут все забрать и всё, всё пропадет!!!». После такого заявления часто очередью идет и следующее: «Разве это справедливо? Разве так можно вкладывать хоть что-то?».



Программный код. Логично, что программный код социальной сети принадлежит владельцам социальной сети: это их предприятие, их программисты, их результаты труда.



Контент сообщества. Контент сообществ принадлежит авторам, то есть если в сообществе опубликовать чью-то авторскую фотографию, ни социальной сети, ни редактору не передаются исключительные или смежные права на фото.



Администраторы и редакторы. Получают от социальной сети безвозмездное право пользования программным кодом (функционалом сообществ) в коммерческих или некоммерческих целях на определенных условиях.



Представьте, что программный код – это земельный участок, контент сообщества – здание на этом участке, а администраторы и редакторы – бизнесмены, заинтересованные развивать и монетизировать и участок, и дом.





Социальные сети очень заинтересованы в сильном институте редакторства

Страшилка №2. Администраторы и редакторы нужны владельцам социальной сети ровно до того момента, пока они развивают сообщества. Как только сообщества выйдут на самоокупаемость, всегда существует риск, что их заберут!



Программный код социальных сетей бесконечен (можно создать миллиард сообществ)! А вот кадровые ресурсы и, самое главное, организаторские резервы – очень ограничены. Поэтому, как и любой владелец огромных земельных угодий, администрация социальных сетей всегда будет «за» конкурентное развитие института редакторства! Выгода очевидная:




Расширение рекламных возможностей социальной сети. Только «Вконтакте» более 50 миллионов сообществ: отличное дополнительное подспорье для трансляции таргетинговой рекламы.

Рост уровня вовлеченности пользователей. Развитие аматорского движения редакторов открывает новые горизонты для времяпрепровождения пользователей внутри социальной сети.

Экономия средств на кадровые ресурсы. Можете себе представить ежемесячный бюджет на содержание хотя бы 1 миллиона сообществ? Даже при бюджете всего в 100 рублей на 1 сообщество в месяц, уже получаются впечатлительные цифры. В среднем, ежемесячное содержание 1 сообщества обходится в 1500-1700 рублей, если сообществ много, и около 4000 рублей, если речь «о рознице».


Вопрос «а могут ли действительно все забрать» звучит новыми оттенками каждый раз, наверное, когда кто-то вкладывает более-менее весомую сумму в развитие своих сообществ (от 1 000 000 рублей). Со временем стало понятно, почему социальным сетям выгодно – наоборот – создавать условия для заработка администраторам и редакторам:




Профессиональный рост. Заработки позволяют превратить администрирование сообществ из хобби в основное место работы со всеми вытекающими последствиями: растет уровень концентрации на задачах, больше времени на обучение и практику.

Масштабирование. Большинство администраторов, получивших первые заработки со своих сообществ, реинвестировали средства в рост: покупали сообщества у коллег, прибегали к силе официальной контекстной рекламы.

Промо социальных сетей. Чтобы качественно продавать рекламу в сообществах, администраторы вкладывают средства в менеджеров по рекламе, в презентационные материалы, что дает дополнительную рекламу возможностей социальной сети среди потенциальной аудитории рекламодателей.




Юридическое оформление отношений в социальных сетях

Третий вопрос, всегда волнующий администраторов: Да здесь же нельзя вообще работать официально! Все построено на «честном слове». Это опять же риски…



Регистрация себя как индивидуального предпринимателя (ИП) или регистрация полноценного юридического лица (например, ООО) значительно упрощает жизнь администраторам-любителям. Во-первых, можно официально трудоустроить команду, во-вторых, появляется возможность заключать договоры об оказании услуг с другими юридическими лицами, что значительно расширяет список потенциальных клиентов, в-третьих, открывается возможность официально участвовать в процессах слияний и поглощений.



Как уже понятно, администраторы и редакторы не имеют права собственности на сообщество в социальных сетях. Они только получили право администрирования определенного сообщества, которое и могут передать другим лицам на определенных условиях.



Публично администрация социальных сетей процессы купли-продажи сообществ не поддерживает (хотя бы потому, чтобы не признавать публично вообще каких-либо денежных отношений между пользователями). Неоднозначностью в положениях передачи прав администрирования пользуются мошенники, которые очень часто после окончания сделки притворяются жертвами взлома и правдами-неправдами просят вернуть утраченный актив. Естественно, такое положение дел отпугивает серьезных инвесторов. Заключение договора передачи прав администрирования между продавцом и покупателем – оптимальное решение в данном случае.



Инвесторам интересны только администраторы-профессионалы

В отношениях между инвесторами и администраторами-любителями «Вконтакте» «вырисовывается» ряд основных тезисов-трендов. Во-первых, инвесторы среднего звена не могут позволить себе купить акции социальных сетей, но могут и хотят присутствовать в растущей нише SMM-услуг и, что даже важнее, быть причастным к каналам трафика, которые генерируются сообществами. Во-вторых, готовность инвестиций нивелируется неготовностью администраторов сообществ работать в правовом поле. Всем игрокам ниши, планирующим развиваться за счет инвестиционных вливаний, нужно в обозримом будущем легализоваться. И, в-третьих, скорее всего, 2015 год будет годом большого диалога, в ходе которого представители социальных сетей предложат администраторам прозрачные инструменты не только развития своих сообществ, но и увеличения их капитализации за счет привлечения средств инвесторов.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии