14 ноября 2014 года в Киеве прошла крупнейшая ежегодная конференция и выставка «Бизнес интернет-магазинов 2014», посвященная мультиканальному ритейлу и электронной коммерции. Организатором конференции выступила компания OWOX.
Третью секцию конференции организаторы посвятили теме «Multi channel, omni channel, как-то-продавать channel».
Открыл секцию CEO компании OWOX Владислав Флакс с докладом о том, как структурировать и объединять данные в разных точках касания, под названием «Онтология электронной коммерции».
Владислав Флакс решил помочь владельцам интернет-магазинов ответить на важные вопросы:
Ответы на эти вопросы нужны, чтобы управлять ставками и маркетинговой активностью по отношению к пользователям планшетов.
С одной стороны, для управления доходами и расходами у владельцев бизнеса есть все необходимые данные:
По факту же отказывается, что, несмотря на обилие данных, толку от них мало, так как они находятся в разных системах, поступают с разной скоростью, в разных форматах, меняются задним числом и просто постоянно находятся в движении. Созданный в конце концов отчет мертв: мы не может нажать F5 и посмотреть те же данные в режиме реального времени. Пользователи вносят в эту путаницу свою лепту: они используют разные рекламные каналы, используют различные виды устройств и покупают в разных точках касания (онлайн, офлайн, в колл-центре, с мобильных телефонов и т.д.).
Для внесения ясности в проблему Владислав Флакс предлагает четко структурировать систему:
Чтобы увидеть взаимосвязь в системе, можно использовать Google BigQuery - облачный сервис от Google, который позволяет вычислять большие объемы данных. Это не табличная структура, в BigQuery есть такое понятие как объект, и поле может содержать дополнительные свойства. Преимущество сервиса в том, что в него легко записать данные и так же легко их проанализировать.
Вопросы от бизнеса (мультиканального ритейла) можно и следует переводить в аналитические вопросы. Если вопрос от бизнеса звучит как «Мы заработали или потеряли от того, что часть пользователей перетекла онлайн?», то для аналитика это будет задача «Оценить изменение LTV у покупателей, которые стали использовать сайт в цепочке заказа».
График наглядно демонстрирует, что покупатели, вовлеченные в онлайн, после определенного момента начинают приносить больший доход:
Докладчик рассмотрел также влияние онлайн-рекламы на офлайн продажи. Для аналитиков эта задача звучит как: «Оценить корреляцию между интенсивностью взаимодействия пользователей с сайтом и продажами в физических магазинах». На самом деле, такое влияние существует, каждый ритейлер об этом знает, причем оно отличается по срокам действия в зависимости от товарной группы:
Следующий вопрос от бизнеса звучал так: «Каким способом лучше вовлекать офлайн-покупателей в онлайн покупки?», что означает аналитическую задачу: «Оценить долю пользователей, сделавших заказ на товар из категории рекомендованного, в зависимости от алгоритма рекомендации». Вовлекать пользователей можно различными способами: например, позвонив или отправив СМС с особым предложением, после чего можно отследить действие выбранных алгоритмов.
Продолжил секцию руководитель интернет-направления компании «Эльдорадо» Александр Заблоцкий со своей стратегией выхода онлайн.
Александр Заблоцкий говорит, что современный путь клиента к товару может быть очень запутанным: на него влияет реклама в различных источниках, посещение офлайн магазинов, семья и друзья. Что делать ритейлеру в такой ситуации? Предлагать пользователю единый покупательский опыт вне зависимости от канала, с которым он взаимодействует.
Александр Заблоцкий привел данные крупных британских ритейлеров, характеризующие современного потребителя. По данным John Lewis:
Если говорить об «Эльдорадо», то более 80% заказов покупатели предпочитают забирать самостоятельно.
Александр Заблоцкий привел свежий кейс: в «Эльдорадо» собрали статистику структуры звонков информационной линии колл-центра. Оказалось, что 75% звонков так или иначе связаны с желанием что-то купить. После этого колл-центр стал мультиканальным, в нем перестали разделять интернет-покупателя и покупателя розничной сети. Теперь при звонке в компанию можно сделать выбор: нажать «1» при желании что-то купить, «2» - в других случаях. В результате компания увидела повышение конвертации, рост продаж и счастливых клиентов. Трансформация структуры компании заняла больше года и продолжается в настоящий момент. Любимое выражение главы интернет-направления «Эльдорадо» звучит так: «Если стратегия мультиканальных продаж не меняет должностную инструкцию каждого человека, значит, это не стратегия мультиканальных продаж».
В заключение своего доклада Александр Заблоцкий показал участникам конференции рождественское видео ритейлера John Lewis:
Industry Manager по туризму и розничной торговле «Google Украина» Дмитрий Шилюк рассказал организаторам интернет-магазинов, как получить максимальную выгоду от мобильного пользователя.
Дмитрий Шилюк так же, как и Александр Заблоцкий, обратил внимание на сложный путь покупателя к товару, а также тот факт, что мобильные устройства становятся неотъемлемой частью этого процесса:
В конце октября компания анализировала использование покупателями смартфонов для поиска информации при взаимодействии с розничными магазинами. Таких покупателей оказалось 90%, при чем:
Интересным оказался тот факт, что 50% пользователей смартфонов просматривают информацию о продуктах, даже когда не планируют делать покупки.
В процессе исследования были обнаружены три основных страха крупных ритейлеров, связанных с переходом к мультиканальности. Ритейлеры опасаются, что:
Если пользователь все-таки «ушел» в смартфон, существует ряд «трюков» для взаимодействия с ним - мастхэв мобильной коммерции:
Член Совета Директоров, директор по маркетингу компании «Comfy» Наталья Кошевая рассказала о мифах и реальности в сфере мультиканальных ритейлеров.
На тему доклада Наталью вдохновила цитата Аркадия Морейнса: «Коммерция скоро станет мультиканальной. В РЕАЛЬНОСТИ, а не на слайдах со стратегиями». Покупатели пока еще не часто встречаются с настоящей мультиканальностью, но Наталья утверждает, что верит в такую стратегию, «потому что, во-первых, это красиво».
Первый миф в сфере - о том, что все ритейлеры срочно стали multichannel или omnichannel. На самом деле сейчас - время экспериментов, и пока еще нет устойчивой бизнес-модели, показавшей эффективность в течение 3-5 лет. В мультиканальной стратегии есть пока только векторы развития и понимание того, как меняется потребитель. Причем эксперименты в Украине не намного отстают от экспериментов в Штатах.
В «Comfy» трансформацию бизнес-модели видят так:
Первый шаг - это понимание того, зачем вам нужно стать мультиканальными и когда это правильно сделать. Целью «Comfy» было, есть и будет лидерство на рынке. Для компании мультиканальность - это будущее и возможность быть на одной волне с покупателем, потому что процесс покупки в наше время не начинается в магазине. 30% покупателей начинают процесс покупки с запроса поисковой системе. Покупатели хотят быть multichannel, они уже multichannel:
Вторым шагом стало решение фундаментального противоречия в цене. Интернет-бизнес всегда был дешевле, по крайней мере в сегменте бытовой техники и электроники. 80% покупателей приобретают онлайн именно из-за выгодной цены, так как в 2012-2013 годах разница в цене на некоторые позиции онлайн и оффлайн достигала 20%. Развивая интернет-направление, компании следовало решить задачу: ставить цены как в оффлайне и при этом быть совершенно не конкурентными среди интернет-магазинов и создавать компании плохую репутацию, либо ставить цены как в интернете, но тогда глупо себя чувствуют покупатели, пришедшие в реальный магазин. По состоянию на 2014 год компания решила это противоречие и предлагает единую конкурентоспособную цену на товары в интернет-магазине и реальных магазинах.
Так или иначе, движение навстречу традиционных ритейлеров и интернет-бизнеса будет, и это срастется в мультиканальную модель.
Распространенное мнение о консервативности традиционных ритейлеров Наталья Кошевая считает мифом. В настоящее время 80% ритейла контролируется именно традиционными ритейлерами, и его лидеры развивают онлайн-продажи. Успешные интернет-проекты, которые декларируют быстроту, легкость и гибкость, растут и столкнутся с задачами по структурированию и систематизации, что неизбежно утяжелит их. Кроме того, растут затраты на рекламу и интернет, что повлечет необходимость оптимизации процессов и приблизит издержки интернет-бизнеса и традиционного ритейла. Важно учесть, что интернет-ритейлеры не компетентны в вопросах традиционного ритейла - и наоборот.
Слабые и сильные стороны обеих сторон выглядят так:
Традиционные ритейлеры известнее, мудрее, более опытны и пережили кризисы роста, систематизации и бюрократизации, а значит, и они умеют быть гибкими, быстрыми и готовыми к изменениям, потому что ритейл - самый динамичный бизнес после телекома. Традиционные ритейлеры могут работать в интернете, если сделают несколько шагов, начиная с реорганизации структуры, которая должна стать менее бюрократичной и более гибкой, а также более молодой. В эти процессы необходимо вовлечь всю компанию.
Когда «Comfy» выходил в интернет, это был стартап внутри компании. Это негативный урок, потому что лидеру этой структуры было тяжело разговаривать с советом директоров и прочим руководящим составом, когда они не болели за развитие этого проекта так же, как этот человек. Создание выделенной структуры не оправдывает себя, нужно начинать с реструктуризации всей системы. Кроме того, при такой реструктуризации подразделение IT должно перестать функционировать как поддержка остальных отделов, и выйти на передний план. Также следует купить необходимые опытные, успешные компетентные кадры.
Благодаря нововведениям, продажи «Comfy» в текущем году выросли в 2,16 раза, появилась новая молодая команда, а лидеры вдохновлены на новую жизнь.
Месяц назад компания предложила услугу «Мгновенный самовывоз из магазина», когда можно заказать товар на сайте и в тот же день забрать его в любом магазине. Этот проект является главным доказательством воплощения компанией стратегии мультиканальности.
Завершал секцию CEO стартапа HOCHUZA Юрий Зайцев с докладом «Дополнительный канал продаж. Работа с ЛИДами».
Стартап позиционирует себя как многообещающий канал привлечения клиентов, который будет интересен любому существующему бизнесу в интернете, монетизирующемуся через трафик.
Модель монетизации любого интернет-ресурса состоит из трафика, сайта и прибыли. Основные каналы привлечения трафика на ресурс показаны на схеме:
Средние показатели CTR по этим источникам не превышают 10%, а конвертация - 1,5%.
Что из себя представляет HOCHUZA? Это PPL проект, где оплата производится за ЛИД - за намерение на покупку. Как это выглядит? Есть ряд пользователей со сформированными желаниями, они оставляют заказы, которые проходят модерацию, после чего попадают в систему и категоризируются по базе. С ней работает интернет-магазин.
Интернет-магазин видит заказы в таком формате:
Магазин может выбрать подходящую заявку и приобрести ее. Чтобы не было случайного списания денежных средств, создана двухшаговая программа подтверждений покупки. После оплаты магазин получает данные пользователя. Чтобы пользователи не боялись оставлять номер телефона в связи с возможным спамом, связь с ними осуществляется через систему HOCHUZA. Все переговоры записываются, в конце месяца владельцы интернет-бизнеса могут осуществить выгрузку записей и оценить работу своих менеджеров по продаже. Напрямую с клиентом можно связаться через чат.
Стоимость заявки рассчитывается по формуле:
В результате стоимость привлечения клиента через систему вдвое ниже, чем через контекстную рекламу.
Для интернет-магазинов реализована возможность использовать удобное для них количество фильтров. По фильтрам магазины получают рассылку по электронной почте, смс-уведомления, RSS. Уже созданы приложения для пользователей MacOS и Android, через 2-3 недели появятся приложения для интернет-магазинов.
Система работает не с переходами, а с клиентами. Магазин платит за намерение человека совершить покупку. Система экономит время и является отдельным дополнительным каналом продаж, который не мешает уже существующим каналам. Рекламный бюджет находится под контролем, так как магазин сам выбирает, какую заявку ему закрыть. Кроме того, в системе можно торговаться без опасения огласки и публичного снижения цены. Система делает возможными кросс и ап-сейл.
Юрий Зайцев призвал присутствующих не забывать продавать и вместе работать над увеличением прибыли
Комментарии