В соответствии с особенностями и потребительскими свойствами продукции, ее насущностью и значимостью в удовлетворении потребностей выделяют фиксированный, альтернативный и импульсный виды спроса. Последние в какой-то степени оказывают влияние на отношение покупателей к предложениям торговли.
Фиксированный (второе название – твердо сформированный) спрос свойственен для большинства продовольственных товаров, некоторых непродовольственных товаров повседневного спроса, а также изделий, которые имеют размерные показатели (размер одежды, обуви и так далее). Фиксированный спрос, как правило, является массовым, устойчивым. У каждого из нас имеются предпочтения по части определенного вида продукции или ее разновидности, не допускающие какой-либо замены. Высокой степенью устойчивости обладает спрос на продовольственные товары. Так, многие покупатели желают видеть на полках магазина строго определенные виды творога, кондитерских шедевров… У ряда потребителей сформировалась карта предпочтений, которая характеризуется стойким привыканием индивида к отдельным товарам и низким уровнем его вовлеченности при необходимости выбора.
Для предприятий чрезвычайно важно выявлять товары устойчивого спроса. Это знание позволяет определить константу в составе и структуре ассортимента товаров и на ее основе проводить их реализацию. Вместе с тем при формировании ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости.
Альтернативный спрос характеризуется лишь общими исходными признаками товара в глазах покупателя, не имеющего полной карты предпочтений. Окончательные очертания он приобретает после ознакомления с предлагаемым ассортиментом и оценки потребительских свойств товаров. Таким образом, важнейшей особенностью альтернативного спроса является его формирование на основе выбора. Он лоялен к взаимозаменяемости товаров и отличается размытостью потребительских предпочтений. Наиболее широко альтернативный спрос проявляется в отношении товаров с большим количеством потребительских признаков, таких как одежда, посуда, обувь, парфюмерно-косметическая продукция. Следовательно, в ассортименте изделий должно быть разнообразие моделей, фасонов, материалов, рисунков, цветов, чтобы обеспечивался выбор среди взаимозаменяемых товаров как условие успешной реализации.
Постоянное расширение ассортимента, возрастающая дифференцированность спроса располагают к вариативным проявлениям потребительских предпочтений при выборе и приобретении товаров. При этом все большее количество взаимозаменяемых товаров вступает в конкурентное соревнование за склонность потребителя. Однако покупатель отдает предпочтение определенному товару не за его конкурентоспособность, а соблазнившись известностью торговой марки или наименования фирмы-производителя, зарекомендовавших себя высоким качеством, степенью распространенности товара.
Реализация товаров сложного ассортимента, характеризующаяся альтернативным спросом, требует особого подхода к их комплектации. Значительная дифференцированность спроса на эти товары обусловлена широким диапазоном потребительских вкусов и предпочтений. Только разнообразный ассортимент товаров может обеспечить потребителям возможность сравнивать и выбирать изделия. Соответственно, особенности ассортимента таких товаров предопределяют масштабы торговых предприятий.
Импульсный спрос возникает внезапно – непосредственно при ознакомлении покупателя с товарами. В ряде случаев потребность в данном товаре и нацеленность на его приобретение осознается при визуальном знакомстве с ним. Так во многих случаях приобретаются пряности, хозяйственные мелочи, сопутствующие товары и другие. Импульсному спросу способствует наличие в продаже товаров новых моделей, фасонов и разделок, товаров-новинок, малоизвестных и неизвестных товаров. Ассортимент товаров импульсного спроса нередко формируется вследствие широкого выбора изделий, под воздействием активной рекламы, пропаганды, выкладки товаров. В этом процессе особую роль играет комплексный характер удовлетворения потребностей, объясняющийся склонностью потребителей совершать массовые закупки, чтобы сократить количество посещений магазина и затраты времени на покупку.
Принцип комплексности удовлетворения спроса действует в отношении и непродовольственных товаров, и продуктов питания. Торговое предприятие, формирующее ассортимент товаров по потребительским комплексам, размещает товары, удовлетворяющие определенную потребность, в специализированных отделах или секциях. В комплекс включаются продукция единого назначения и сопутствующие товары.
В рамках комплексов могут выделяться микрокомплексы, состоящие из определенных видов и разновидностей товаров. Например, в комплекс товаров для мужчин входят микрокомплексы верхней одежды, сорочек, трикотажного белья и др. Комплексы и микрокомплексы могут разрабатываться по множеству вариантов. Определяющую роль в этом играют масштаб торгового предприятия и его место в розничной сети города.
Внедрение потребительских комплексов расширяет и обогащает ассортимент товаров, повышает возможность выбора товара исходя из потребительских предпочтений. Принцип комплексности способствует удовлетворению альтернативного спроса, стимулирует реализацию импульсного спроса покупателей, позволяет формировать ассортиментные наборы в единстве технического и художественного решений.
КОНТЕКСТ.ru - это новостной сайт нового формата, посвященный контекстной рекламе и рекламе в интернете. Управление сайтом осуществляется самими участниками
Комментарии