На прошлой неделе в Лос-Анджелесе, точнее, в небольшом курортном городе Палос Вердес, относящемся к Большому Лос-Анджелесу, прошла, пожалуй, главная конференция современного интернета - Code Conference.
Немного предыстории. Хотя конференция прошла впервые, титул главной она вполне заслужила, ведь она является правопреемницей знаменитой D Conference, которую более десятка лет проводила команда проекта AllThingsD. В прошлом году команда развелась с Wall Street Journal, запустила новый проект — Recode.net, и продолжила традицию проведения конференции в последнюю декаду мая в Лос-Анджелесе. Кстати, судя по общению с аудиторией, не все заметили смену бренда.
На всякий случай напомню, что D - это та самая конференция, на которой раз пять выступал Стив Джобс, однажды вместе с Биллом Гейтсом, и где интервьюировали практически всех руководителей ведущих интернет-компаний. Нынешний год также не стал исключением.
Открылась конференция необычно - вечером 27 мая, но сразу на высокой ноте - выступлением Сатьи Наделла, главы Microsoft. Это было первое его публичное интервью, и примерно в течение часа он достойно сражался с нелицеприятными вопросами о том, как Microsoft проиграла мобильное направление, упустила лидерство в планшетах и так далее. Если по его фотографиям в толстовке у вас сложится впечатление, что он близок буддизму и медитации, то это впечатление ложное - как полагается индусу, родившемуся в Бомбее, Сатья экспрессивен и много жестикулирует. Microsoft развивается, невозможно успеть везде, но надо исходить из того, какую пользу реально принести пользователю. Волшебная фраза "add value" звучала в речи главы Microsoft почти неприлично часто. В определенный момент беседа удачно вырулила на новые технологии, и к Сатье присоединился сотрудник, занимающийся Skype, который продемонстрировал технологию синхронного перевода на примере разговора со своей немецкой коллегой. Сатья пообещал, что уже до конца года эта возможность станет публичной, а в течение пары-тройки лет это будет технологией, пригодной для регулярного использования. На темы поиска и рекламы его спрашивали заметно меньше, но кое-что все же спросили.
Сразу после главы Microsoft на сцене появилась девушка, которую крайне сложно было бы ожидать в виде докладчика на технологической конференции. В этом странность современного мира — мы можем с удовольствием смотреть на мисс Пеппер Потс, общающуюся с современными технологиями в "Iron Man", но Гвинет Пэлтроу, вышедшая рассказать о своем lifestyle-проекте Goop.com, произвела фурор в аудитории искушенных интернетчиков. Надо сказать, что сама Гвинет выглядела на порядок менее уверенной, чем ее экранные герои, и вела себя как очень обычный человек.
А вот спикер, вышедший на сцену после нее, обычным быть не старался. Сергей Брин много лет не изменяет любимым кроксам, не носит носков, удачно играет роль немного сумасшедшего ученого и, вероятно, таковым и является. Подробное интервью с ним можно найти здесь, а вкратце можно сказать, что та часть Google, за которую отвечает Брин - направление Google X, куда входят проекты Glass, Loon с обеспечением доступа к интернету с помощью воздушных шаров, проект self-driving cars (как раз в этот момент всему миру показали, как такие машины ездят и выглядят), - практически не имеет отношения непосредственно к поиску. Большое количество проектов, которыми сейчас занимаются в Google, это проекты, которые базируются на огромном количестве данных, доступных в интернете.
Еще одна тема, которую много затрагивали - privacy и откровения Сноудена. Брин честно сказал, что они стали большим разочарованием для него, а Google стал активнее шифровать трафик.
Второй день конференции открылся традиционно, много лет подряд именно к этой конференции готовится доклад State of the Internet, который представляет Мэри Микер. Невозможно сколько-нибудь связно пересказать 164 слайда, и даже сама Мэри не пыталась это сделать, в очень телеграфном стиле, зачастую прощелкивая по два-три слайда за 10 секунд, Мэри проговорила свой доклад в течение 40 минут и оставила аудитории возможность весь следующий год цитировать его по кускам. Мы постарались немного прокомментировать его, но это только начало.
Дальше на сцену вышли двое. Первым был Брайан Кржанич, глава Intel, а второй оказался ростом сантиметров в 50 и роботом. Несмотря на ехидство Уолта Моссберга: «Так это будущее Intel — заниматься роботами?», большая часть интервью с Брайаном оказалась посвященной как раз не очень традиционным направлениям computing - смартфонам, носимой электронике (Брайан показал в качестве примера wearable, как он выразился, wearable футболку, на что Моссберг тут же поинтересовался, а разве не все футболки являются wearable). Intel очень много усилий прилагает к такой прикладной электронике, хотя и прекрасно развивает и свой традиционный бизнес.
Брайан Робертс, глава Comcast, изменил и немного приземлил конференцию. Крупнейший американский провайдер, с недавних пор ставший еще и контент-провайдером, купив CNBC, много говорил о развитии доступа в интернет, о стремлении быть правильной трубой, не dumb tube, как их называл Стив Джобс, а просто трубой, и показывал решения IPTV, которые развивает компания. Прямо в холле можно было записаться в пользователи X1, как компания назвала свою оболочку для IPTV, но я не стал этого делать.
Свежую струю в конференцию внес глава японской SoftBank Масаёши Сан, чья компания недавно купила Sprint, третьего по величине мобильного оператора США, с очень мощным Broadband-бизнесом, и американские участники конференции услышали много критического в отношении своего телеком-бизнеса от японца — как это так, удивлялся он, американцы платят больше японцев за интернет, а получают услугу меньшего качества?
Еще более реалистично стал высказываться Тревор Каланик, глава Uber. Он подробно объяснил, как формируются цены в сервисе, и почему его сервис вызывает такое неприятие у регулирующих органов. Причина в том, что Uber меняет правила жизни в городе.
Отвлекусь и скажу, что вот это отличительная черта многих хороших проектов в США. За выступлениями представителей самых разных проектов и направлений всегда ощущается совершенно нематериальная и довольно далекая идея или миссия, а вопросы бизнеса всегда выводятся ведомыми.
CEO Blackberry, выйдя на сцену, выразил уверенность, что он тут один в галстуке, но его разочаровали как минимум, Дик Костоло из Twitter даже жилет одел и уж точно галстук не забыл. Впрочем, Джон Чен достойно держался, выражая уверенность, что пациента (в виде его компании) спасти можно, и уверенность в этом только растет. Компания собирается сконцентрироваться на своем умении предоставлять безопасные решения и, хотя и не комментирует свою неподвластность NSA (Blackberry - канадская компания), но явно избавилась от желания победить всех. На ноябрь готовятся новые модели телефонов, основная из которых опять обретет физическую клавиатуру и будет стараться эксплуатировать традиционную модель Blackberry. И вообще основная задача Blackberry сейчас - эксплуатация своей репутации провайдера безопасных решений и дальнейшее развитие.
Сессия интервью с ТВ-продюсером Райаном Сикрестом (именно он продюсировал реалити-шоу с Ким Кардашиян) и Диком Костоло, CEO Twitter, показывала, какую нишу начинает занимать Twitter, а именно - нишу медийного сервиса. Когда из обсуждения стало понятно, что такой сервис, как Vine, имеет уже свою субкультуру, своих звезд и хиты, не только ведущая интервью Кара Свишер почувствовала, что плохо понимает, куда это всё может нас завести.
Костоло сделал несколько заявлений, отвечая на вопросы, например, подробно описал, как они относятся к блокировкам контента и рассказал, что Twitter всерьез думает, как выводить часть твитов в ленте немного иначе, базируясь на их полезности для пользователя. Пока решения нет, но компания думает над этим, и результатом, видимо, будет новая волна оптимизации уже под алгоритм Twitter.
Сложно описывать следующую секцию, поскольку она, по большому счету, была посвящена одой теме. И создатель Salesforce большой, вальяжный и несколько бесцеремонный Марк Бениофф, и в меру гиковский Дрю Хьюстон, основатель Dropbox, и красноречивый Тони Фаделл, создавший iPod, а теперь по кирпичику создающий технологии умного дома в Nest, говорили о том, что основная проблема в создании продукта - найти проблему пользователя и решить ее. Бениофф при этом отвлекался на социальные проблемы Сан-Франциско, а Фаделл на вопросы энергосбережения, но основную мысль вывести было несложно.
Специальную вечернюю сессию организаторы конференции посвятили только что (во время обеда) объявленной сделке Apple по покупке Beats. Целый час Эдди Кью, глава интернет-сервисов Apple и Джимми Айовин, глава Beats и бывший звукоинженер, работавший с Брюсом Спрингстином, Джоном Ленноном, Dire Straits, U2 и другими, убеждали аудиторию, что высокий смысл сделки заключается в том, чтобы поставить экспертные умения компании Beats на службу многомиллионной аудитории Apple, и, надо сказать, что меня они убедили. Действительно верится в то, что сервисы Apple станут еще лучше, благодаря знаниями Джимми и Dr.Dre.
Закрывалась конференция часовым интервью с Ридом Хастингсом, главой Netflix. Рид примерно половину времени отвечал на вопросы о Net Neutrality, которая сейчас активно обсуждается в Штатах, поскольку провайдеры опять подняли вопрос оплаты за доставку контента пользователям, предлагая уменьшить скорость на тех сервисах, которые не готовы этого делать. Рид хорошо известен своей активной позицией, которая заключается в том, что условия доступа к сети должны быть равными и, коль скоро этот доступ монополен (а это действительно так, и не только в США), необходимо уметь регулировать такой доступ. Netflix удачно пережил DVD (начиналось всё именно с проката DVD), специально для него снимаются сериалы, растет аудитория, в общем, многое хорошо и всё идет к тому, что телевидение вот-вот изменится радикально.
Резюмируя скажу, что конференция задала темп и направление на ближайший год, высветила некоторые неочевидные тенденции, так что можно уже с нетерпением ждать следующего мая. Лично я, так точно уже жду.
Комментарии