Доклад Михаила Сливинского (Wikimart) на открывшейся 11 марта 2014 года в Минске Неделе Байнета, превратился в дискуссию о будущем SEO и о работе сеошников, какой она будет после отмены Яндексом ссылочного ранжирования. Денис Гурьев (Webcom Group), ведущий конференции, предложил Михаилу вместо доклада побеседовать на интересующие сеошников темы.
Денис Гурьев: Михаил, согласись, что сегодня есть ряд проблем. Оптимизаторы напуганы Садовским. Раньше все было просто – купил ссылок и ты в ТОПе, а сейчас непонятно, что будет дальше. Если начнут отрубать ссылки, что случится с сеошниками? Пойдут ли они работать к клиентам или на завод? Клиенты-то уже привыкли к хорошему.
Михаил Сливинский: Ничего страшного сейчас не происходит, особенно для тех, кто готов к изменениям. Поисковики лучше понимают, что они делают, чем оптимизаторы. И Google и Яндекс анонсировали грядущую отмену ссылочного ранжирования. Все говорят, что это все не серьезно, и, мол, уже 5 лет обещают отмену ссылок, а ее все нет… Однако, нет, в такой серьезной форме, как осенью на Ашмановке – впервые. Видимо, у Яндекса накопилось уже такое количество сторонних факторов ранжирования, что отключение ссылок не повлияет серьезно на качество поиска.
В свете всех этих грядущих изменений, контент и удовлетворенный пользователь – это те две вещи, которыми стратегически уже нужно заниматься. А никакой не накруткой поведенческих факторов.
Денис Гурьев: А вот как ты думаешь, почему многие начинают крутить ПФ, вместо того, чтобы просто задуматься, а почему бы не начать делать сайты для людей?
Михаил Сливинский: Ключевое слово здесь – задуматься. Задуматься – это работа. А многие сеошники не хотят думать. Им это кажется неразрешимой проблемой, примерно такой же, как скучающий мужчина, который пошел в магазин с женщиной. Она что-то выбирает, делает, она оживлена и вовлечена в процесс, а он просто сидит где-то в углу и, умирая от скуки, читает какой-то неинтересный журнал… Его ведь тоже нужно как-то вовлечь и развлечь? Я вижу один выход – развивать контент и повышать качество сайта.
Возможно, в вашем бизнесе существует какой-то спрос, который вы еще для себя не открыли. Этот дополнительный спрос может служить неким драйвером роста. Этот драйвер роста, качество сайта и контент - вот три вещи, на которых будет базироваться SEO.
В ТОП продвигать все сложнее и сложнее, это правда. Да и весь интернет-маркетинг -это не халява, и это дорого. А SEO - еще и сложно. Есть два варианта взаимодействия с заказчиком, которые будут развиваться – во-первых, отказ от позиций, во-вторых, сотрудничество. Понятно, что клиента от старого отучить сложно, но если все сеостудии займут какую-то одну определенную позицию по этому вопросу, то клиенту придется смириться.
Денис Гурьев: Я совершенно с тобой согласен в этом вопросе. И я даже предлагал нашим SEO-специалистам собраться для того, чтобы выработать какую-то стратегию. И все это закончилось тем, что никто не захотел. У кого-то есть клиенты по позициям, кому-то удобно работать по трафику, кому-то еще как-то… Получается, что каждая компания идет по какому-то своему сценарию. А клиенты не хотят понимать, что позиции – зло, а лучше какое-то действие, совершенное на сайте, и никто им этого не собирается объяснять. Не всякий может проследить конверсии, ни по телефону, ни по заполнению форм на сайте. Надо как-то глубже это все продумать. Поэтому не стоит удивляться, что многие предлагают клиентам все и сразу, от конверсий до космического счастья.
Михаил Сливинский: Заказчики должны уже хоть немного разбираться в той услуге, которую они заказывают. И они уже сегодня в этом неплохо разбираются. И каждый из них должен понимать, что желая высоких позиций за 1 месяц, они просто хотят быть обмануты сеостудией, провоцируют ее на этот обман. Нужно учиться смотреть на все, что происходит с вашим сайтом и анализировать это.
Так, например, сложно понять, что происходит на сайте, потому что изменения трудно найти и отследить. Я покажу, как это можно делать.
Исходные данные наблюдений за изменениями позиций по исходному запросу:
• Около 100 тысяч запросов
• 10 апдейтов,
– период для Яндекса - 31.12.2013 - 18.02.2014
– период для Google - 08.02.2013 - 17.02.2014
Наблюдения показывают, что большинство запросов в течение апдейтов свои позиции не меняют:
Доля запросов, изменивших позиции:
Здесь видно, что изменения - и положительные и отрицательные. Довольно заметная часть из них естественно колеблется вверх и вниз. Результат - когда вы не отсекаете шум, вам очень сложно увидеть значимое.
Здесь есть некоторое количество кластеров. В третий и четвертый кластер попали запросы, которые изменили позиции. Мы видим, что это довольно большая цифра, почему так случилось узнать невозможно. А если выкинуть их вообще, то мы получим драматическую картину – большая часть изменений связана с попаданием документа или выпадением его из индекса. Надо понимать, что документы не стали хуже, они просто выпали или попали в индекс.
Как подавлять шум? Учитывая дисперсию позиции/видимости/трафика, мы сможем выделить ценный сигнал и сфокусироваться на значимых изменениях.
А если вернуться на полшага назад, к тому, о чем мы говорили в самом начале, то качество сайта – это как раз тот сегмент, где оптимизатор может расти.
Денис Гурьев: Но оптимизаторы же не копирайтеры, они не могут писать и изменять тексты, что они будут делать?
Михаил Сливинский: На сайтах тысячи страниц, и кто лучше оптимизатора знает, на какой странице лучше всего что написать? Оптимизатор может выступать аналитиком, который будет рулить всем процессом наполнения сайта качественным контентом.
Оптимизатор, в роли аналитика, может принести бизнесу очень много пользы. Он может разрабатывать полезные инструменты, которые повышают качество сайта. Мы у себя в Викимарте очень много таких инструментов сделали. Это очень хорошие перспективы, оптимизаторы будут заниматься интересной и полезной работой, а заказчик будет получать пользу для своего бизнеса и прибыль.
Денис Гурьев: Но тогда для продвижения еще в придачу к сеошнику нужен копирайтер, программер, и т.д. Уже сеошник сам продвигать сайты не сможет?
Михаил Сливинский: А это и не надо. Каждый должен заниматься своим делом. А маркетолог не должен ничего придумывать, он должен мерить и анализировать.
Денис Гурьев: Значит, всем SEO-студиям теперь прямая дорога в консалтинг? Как ты к этому относишься? Большинство заказчиков считает, что это развод и платить здесь не за что, лучше работать как раньше, по позициям.
Михаил Сливинский: Консалтинг действительно в большинстве случаев бесполезен. Нужно учиться доверять друг другу. Бывает так, что клиент совершенно не готов к аналитике, он просто положит ее в стол и внедрять не будет. Будьте готовы к тому, что вы берете на себя огромную ответственность – проанализировать и проконтролировать внедрение результатов своего консалтинга.
Комментарии