Редактор Searchengines.ru и СЕО Endeavour Enterprises N.V.(Нидерланды) Дэвид Дэкел (David Dekel) беседуют с Ральфом Тегтмейером (Ralph Tegtmeier a.k.a. Fantomaster) о будущем поисковой оптимизации, мировом господстве Google и безопасности данных в цифровую эпоху.



Ральф Тегтмейер - признанный эксперт в области поискового продвижения, работает в SEO с 1996 года. Является опытным программистом и разработчиком программного обеспечения, основателем Fantomaster.com GmbH и идейным вдохновителем агентства интернет-маркетинга LogoBotixX.





SE: Ральф, за какие нарушения Google может вручную наложить санкции на сайт; и как вернуть позиции в выдаче в кратчайшие сроки?



Ральф Тегтмейер: Я думаю, что это скорее исключение, чем правило, и Google не использует меры наказания вручную для всех стран присутствия. Чаще Google понижает сайты при помощи алгоритмов, поскольку это гораздо дешевле, чем использовать человеческий труд.



В отдельных тематиках, Google, действительно, применяет меры наказания сайтов вручную – это особенно заметно в индустрии фармацевтики, финансах, азартных играх, а также в тех отраслях деятельности, где может наблюдаться множество фальсификаций и предложений некачественных услуг. Встречаются и отдельные случаи наложения санкций вручную на сайты, которые явно пытаются манипулировать результатами выдачи; или на сайты, где обнаружен действительно некачественный контент.



Над всеми подобными проблемами трудится служба по борьбе с веб-спамом. Чтобы сообщить о нарушениях на чужом сайте в службу поддержки Google можно использовать специальную форму. По итогам анализа деятельности сайта представители Google могут существенно понизить позиции ресурса в выдаче или полностью исключить его из индекса.



Однако в 99,9% случаев, Google понижает сайты алгоритмически.



SE: Согласны ли вы с утверждением, что Google всеми способами стремится вынудить владельцев сайтов продвигать свои ресурсы платно?



Ральф Тегтмейер: Абсолютно, потому что это главнейший источник дохода для Google. В настоящий момент Google не предоставляет вебмастерам информацию о переходах пользователей из поиска по ключевым словам. За исключением «Инструментов для веб-мастеров» и Google Analytics эти данные получить практически неоткуда.



Главная причина в том, что Google пытается извлечь выгоду для себя, поскольку является монополистом в данной отрасли. И эта ситуация касается не только профессионального SEO. Сегодня с проблемой платного продвижения в Google сталкивается абсолютно любой предприниматель и владелец небольшого коммерческого сайта, ведь люди больше не могут получать точные данные о поисковом трафике. В такой ситуации у них остается только один выход – покупать места в платной выдаче.



SE: А что вы скажете по поводу рекомендаций, которые представители Google дают вебмастерам и прописывают в своём Руководстве по качеству поиска? Есть ли смысл прислушиваться к ним, или это ложная информация?



Ральф Тегтмейер: Конечно же, во всех этих документах присутствует довольно большой процент заведомо ложной информации. Более того, этим занимается не только Google, но и другие поисковые системы – они многое умалчивают, предоставляя вам неполные сведения.



Когда вы спрашиваете меня, стоит ли прислушиваться к этим рекомендациям, я бы ответил так: да стоит, но всегда имеет смысл задуматься о том, как их интерпретировать, и какой версии следовать. Зачастую все эти указания являются весьма расплывчатыми, и невозможно понять, как следует относиться к этим советам.



Такие невнятные рекомендации вы можете находить в Руководств Google, нередко их приводит в своих видео Мэтт Каттс (Matt Cutts). Советы могут быть более-менее правдивыми, а могут и не соответствовать действительности вовсе. Однако они не являются тем руководством к действию, которому можно реально следовать.



Приведу показательный пример: Google постоянно говорит вам «заботьтесь о привлекательности сайта для пользователей, обеспечивайте посетителям хорошее юзабилити», - однако никаких дополнительных подробностей и инструкций, как это реализовать, поисковик не предоставляет.



SE: Что бы вы могли посоветовать российским специалистам отрасли, которым приходится продвигать сайты на оба рынка, работая с Яндексом и Google?



Ральф Тегтмейер: Конечно же, язык региона всегда определяет специфику. Хотя, в России лидирующей поисковой системой является Яндекс и для продвижения на локальном рынке он гораздо важнее, чем Google, - вы всё же не сможете игнорировать Google, если нацелены на какой-то отдельный иностранный рынок. В общем случае, вебмастерам всегда следует заботиться о наполнении страниц сайта качественным контентом; разрабатывать чёткую и грамотную структуру сайта. Также важно постоянно работать над ссылочным профилем и получать хорошие и ценные ссылки.



Эти требования важны для продвижения сайта абсолютно на всех региональных рынках: российском, китайском, испанском, немецком, датском или каком-либо другом. Какие-то отдельные рекомендации Яндекса, бесспорно, будут отличаться от правил Google.



Так, например, Яндекс в большей степени сконцентрирован на локальном региональном поиске, который есть у Google, но несколько в другой форме. Яндекс же позволяет эффективно таргетировать контент на отдельные города и регионы, будь то: Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург. В зависимости от региона будет разниться и выдача. У Google по России будут более общие результаты. Поэтому проблемы тех, кто продвигает сайты в России будут несколько отличаться от трудностей тех, кто работает с Google на Западе.





Фотограф: Йоргис Ксилурис (Yorgos Xylouris) 



Дэвид Дэкел: Возвращаясь к разговору о Google, я бы хотел поговорить с вами о поисковом продвижении на Западе и об органическом поиске. В последние два года органический поиск находится под гнётом Google. Выживет ли продвижение в органическом поиске?



Ральф Тегтмейер: От 70 до 80% заработка британских SEO-компаний приходится на долю платного поиска. Но на самом деле, платное продвижение в поиске – это уже не SEO, а SEM (поисковый маркетинг), и вы должны инвестировать в продвижение на этом специфичном рынке точно также, как и в рекламу.



Что касается органического поиска, то сегодня становится всё сложнее выгодно представить свой сайт в выдаче Google. Хотя тому есть объективные причины, не обходится и без ложных заявлений и пропаганды Google, рассуждений о специфических сигналах, «чёрной оптимизации» и т.п. Поскольку мы в большей степени вынуждены работать с Google, то должны учитывать требования поисковика к созданию контента.



Я работаю в отрасли довольно давно, и мой опыт и знания позволяют судить об отдельных вещах. Если говорить обобщённо, то поисковые системы – нам не друзья. Это утверждение касается абсолютно всех поисковиков, будь-то: Google, Yahoo, Bing, Яндекс, Baidu и т.д. У них совершенно иные мотивы, и они хотят чего-то другого - не того, что нужно нам.



По сути, поисковики ведут паразитирующее существование: они не заботятся о хороших сайтах и пользователях – им нужны только деньги.



Представители поиска дают нам различные рекомендации, но чтобы хорошо продвигаться мы должны иметь определённый инструментарий. Также мы вынуждены постоянно генерировать качественный контент. 10-12 лет назад все было несколько иначе. Но сейчас продвижение поставлено на коммерческую основу, и абсолютно все поисковые системы отказываются предоставлять нам объективные данные о поисковых запросах, ключевых словах и переходах пользователей. Поисковые системы совершенно не думают о вас – это публичные компании, которые хотят делать деньги.



Сегодня SEO-специалисты вынуждены блуждать в темноте, в поисках данных о пользователях. Эти данные, безусловно, есть у Google, однако он пытается сделать все, чтобы они стали не доступны нам бесплатно. Возможно, когда-нибудь, он предложит нам приобретать их за деньги.



Дэвид Дэкел: А теперь я хочу поговорить с вами о животных: очень интересно узнать, что вы думаете о Пандах, Пингвинах и Колибри?



Ральф Тегтмейер: Эти животные находятся под защитой Google, поскольку поисковик ожесточённо борется с какими бы то ни было нарушениями его правил. И, к сожалению, эти животные работают не на нас, а на поисковую систему. На самом деле, я бы сказал, что под милыми названиями скрывается дьявол. Выражусь иначе: этими запусками Google пытается подсластить яд, приготовленный для нас. Достаточно только вспомнить этот проклятый запуск «Пингвина». Колибри – это больше внутренняя разработка Google, тут сложно утверждать что-либо.



Перед каждым апдейтом алгоритма происходят сотни и тысячи незначительных изменений, которые, безусловно, влияют на выдачу. Практически каждую неделю Google проводит разного рода эксперименты над алгоритмами. Изменения, как правило, являются комплексными, и всегда очень трудно предугадать, на что именно они повлияют. Даже качественный сайт, соответствующий всем требованиям поисковика, может понизиться в выдаче или вообще вылететь из неё.



Чаще всего обновления фильтров направлены на понижение в результатах выдачи коммерческих сайтов. Каждый из заявленных апдейтов алгоритмов подразумевает миллионы скрытых изменений, влекущих за собой существенные перемены в поисковой выдаче.



Иногда Google возвращает позиции сайтам, но вебмастерам всё время приходится действовать наугад.



Если вы спросите, откуда я всё это знаю, отвечу следующее: мы регулярно фиксируем данные о том, что сотни тысяч поисковых краулеров в час сканируют сайты наших клиентов. Мы постоянно анализируем статистику по сотням клиентских сайтов, исследуем все данные, стараясь выяснить, почему одна стратегия наращивания ссылочной массы больше не работает, и её следует заменить на другую.



Мы также беспрерывно отслеживаем деятельность конкурентов, пытаемся заполучить в свой штат самых высококлассных специалистов. Сегодня очень трудно найти опытных и квалифицированных сотрудников. Всё это делается только ради того, чтобы сайт всегда оставался в выдаче.



Большинство внутренних SEO-специалистов сосредоточено на других вещах. Как правило, вся их аналитика сводится к мониторингу активности конкурентов. В этом плане агентства в бòльшей степени сосредоточены на формировании команд специалистов, способных осуществлять анализ огромных объёмов данных.



Дэвид Дэкел: Считаете ли вы, что Google действительно перешел границы дозволенного и позволяет себе слишком много, а поведение корпорации можно сравнить с попыткой установления господства «мирового зла»?



Ральф Тегтмейер: Я считаю, что Google ведет не совсем честную игру, и стремится сделать нас зависимыми от него. Не думаю, что Google, будучи крупной корпорацией, чересчур зол по отношению к своим сотрудникам и даже к конкурентам. Он, скорее, зол по отношению к нам – потребителям, а также по отношению к хорошим сайтам.



Концепция, требующая не быть злым, восходит к религии, а любая религия подразумевает под собой определённую этику, от которой отходит Google. Это чисто американский подход к ведению бизнеса. В 1999 году существовала целая ассоциация, призывающая к этической концепции SEO, и никто не понимал, о чём все это – ведь мы говорим о технологиях, а не о морали. Что такое – неэтичные автоматизированные технологии?



Я не хочу, чтобы люди говорили: «А-а-а, Фантомастер просит Google не быть злым»! Будьте злыми если вы хотите, но, если вы делаете что-то недозволенное, почему же позволить делать это и другим?



Дэвид Дэкел: Как вы знаете, на протяжении ряда лет Агентство национальной безопасности США (NSA) шпионило за гражданами в интернете. Сегодня же мы по собственному желанию предоставляем Google огромное количество информации. Что вы думаете об этом?



Ральф Тегтмейер: Прежде всего, я бы не советовал вам использовать Gmail только потому, что это бесплатный почтовый сервис. Более того, переходя к вопросам SEO, я скажу вам куда больше: практически все владельцы бизнеса, используя «Инструменты для веб-мастеров Google» и Google Analytics предоставляют Google полный набор закрытых данных о деятельности своих компаний. Если бы я был владельцем крупного бизнеса и увидел, что мой коммерческий директор использует для переписки со мной Gmail и анализирует статистику в Google Analytics, то выставил его на улицу!



Каждый раз, нанимая нового сотрудника, вы подписываете с ним договор о неразглашении коммерческой информации и даже не подозреваете о том, что вся она уже известна Google и другим интернет-корпорациям.



Google знает о вас абсолютно всё. Он также знает все о ваших конкурентах. И может использовать эти знания в своих целях. WMT, GA, Google+, Gmail и другие сервисы, включая социальные медиа, накопили огромное количество не только частных, но и корпоративных данных со всего мира.



Прежде всего, я бы посоветовал вам не использовать для общения продукты Google и бесплатные сервисы других крупных интернет-корпораций. Все данные, которые проходят через них, отслеживаются и анализируются. Этот набор данных – огромен.



Можем ли мы обвинять компании в том, что они получают в распоряжение наши персональные данные? Конечно - да, но это уже вопросы к законодательству.



Что реально можете сделать вы, так это отказаться от использования Gmail и Google+ при передаче важной информации.



Дэвид Дэкел: Ральф, огромное вам спасибо за очень интересное интервью!



Видеозапись беседы с Ральфом Тегтмейером, представлена ниже:








Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии