По мнению исследователей, жизненный цикл социальных сетей подчиняется эпидемиологической модели. Сначала они расцветают, затем – приходят в упадок. Таким переменам подверглась MySpace. На очереди – Facebook.
Исследователи кафедры машиностроения и авиакосмической техники Принстонского университета, США, предсказали гибель крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Согласно расчетам, в период с 2015 по 2017 г.г. она потеряет 80% от максимального числа постоянных посетителей, зафиксированного за все время существования.
В своих расчетах исследователи применили модель эпидемии вирусных заболеваний под названием SIR, разработанную в 1927 г. Она включает три переменные – S (количество пока еще не инфицированных особей), I (количество инфицированных особей) и R (количество особей, которые приобрели иммунитет или скончались вследствие болезни).
Как указывают авторы исследования, одна из крупнейших за всю историю социальная сеть MySpace в точности следует модели SIR, и уже находится в финальной стадии совего жизненного цикла. Facebook следует этому же сценарию и в ближайшие годы повторит участь MySpace, резко потерявшей свою популярность.
В качестве исходных данных исследователи использовали статистику запросов в Google относительно Facebook. Глядя на динамику, авторы сделали вывод, что Facebook уже достигла своего пика, и популярность социальной сети уже начала снижаться.
«Идеи – как болезни, – говорится в докладе. – Они по нарастающей распространяются среди людей, а в конечном счете исчезают. И это процесс вполне точно описывают эпидемиологические модели».
«Говоря простым языком, все больше пользователей Facebook будут терять интерес к сети, по мере того, как интерес будут терять их друзья», – поясняет журнал Time, который один из первых опубликовал результаты исследования.
Верить авторам на слово, однако, не стоит, предупреждают наблюдатели. «Сотрудники Принстонского университета, без сомнения, обладают блестящими умами, однако кафедра, откуда они родом, не очень известна исследованиями рынка социальных сетей», – отмечает Эрик Марковиц (Eric Markowitz), репортер социального новостного сайта Vocativ.
По какой причине Facebook может потерять популярность, исследователи не отмечают. В январе 2013 г. был опубликован доклад, в котором утверждалось, что Facebook порождает среди пользователей такие негативные чувства, как жалость и ненависть, заставляя их быть несчастными.
В октябре 2013 г. ежемесячная активная аудитория Facebook преодолела отметку в 1,19 млрд пользователей, увеличившись на 18% в сравнении год к году. Соцсеть была создана Марком Цукербергом (Mark Zuckerberg) в 2004 г.
Комментарии