5 декабря 2013 года на конференции IBC Russia 2013 руководитель отдела веб-поиска Яндекса Александр Садовский сообщил о том, что в следующем году российский поисковик перестанет учитывать ссылки в ранжировании по коммерческим запросам. Это сообщение вызвало много вопросов у оптимизаторов. И даже, несмотря на то, что на следующий день после заявления команда поиска Яндекса опубликовала мини-FAQ, который должен был удовлетворить желание вебмастеров знать свое будущее, обсуждения в профессиональной среде не только не утихали, но и разгорались с новой силой. Вслед за публикацией комментариев, собранных у участников конференции IBC Russia 2013 по горячим следам, редакция Searchengines.ru решила подготовить новую порцию наиболее интересных мнений специалистов и представить вниманию читателей итоговый материал, посвящённый этой животрепещущей теме.



Так, Никита Мелькин из SeMonitor предполагает, что Яндекс может отключить не учет ссылок, а учет «анкоров» для коммерческих запросов. «Т.е. если на Васю 100 ссылок со словами «установка кондиционеров», а у Пети «умный» анкорный лист (50 точных, 30 разбавленных, 10 безанкорных, 10 «там-тут-клик»), а у Коли 100 безанкорных - то все они окажутся в равном положении», - комментирует он.



Кроме того, по мнению, Никиты Мелькина, Яндекс будет продолжать учитывать статический вес страницы и работать по принципу переключателя. «Если ссылок нет совсем - фтопку, если есть некоторый минимум - сайт допускается до участия в дальнейшем ранжировании/соревновании (поведенческие и т.п.). Т.е. если у Васи 1000 ссылок, у Пети 100, а у Коли 10 - то Коля в пролете, а Вася с Петей в равном положении (качество ссылок предполагаем равноценным). Также, возможно усилится влияние ссылок, по которым будут живые переходы. Т.е. учитываться будут именно реальные ссылки, неважно покупные они или естественные. Ну и если тематика не позволяет выстроить выдачу по этим принципам (та самая условная «продажа щебенки», в которой нет ни естественных ссылок, ни поведенческого, ни контента - ничего) - все останется как и было, будут по ссылкам ранжировать как и раньше», - поясняет представитель отрасли.



Роман Клевцов, руководитель Optimism.ru считает, что данное нововведение Яндекса было вполне прогнозируемым и не должно серьёзно отразиться на доходах оптимизаторов. В то же время, ссылочные биржи или агрегаторы всё же могут понести потери: «По оценке РАЭК, рынок поисковой оптимизации в 2013 году будет составлять около 12 млрд. руб. (рост на 19 % по отношению к предыдущему году) - это примерно четверть рынка контекстной рекламы и больше половины рынка медийной рекламы Рунета.



Склонен считать, что отказ Яндекса от ссылочных факторов серьезно не отразится на благосостоянии отрасли поисковой оптимизации. Это событие было ожидаемым еще со времен «Мадридского доклада», когда поисковая система научилась отличать покупные ссылки от естественных. А в 2011 году Яндекс ввел «Новые принципы ранжирования коммерческих сайтов» и уже в апреле 2013 года подготовил доклад «Quality-biasedRankingforQuerieswithCommercialIntent». Поэтому большинство крупных игроков на рынке интернет-маркетинга уже давно осознали грядущие изменения и сделали упор на комплексную работу над проектами, детальную проработку внутренних факторов, навигации и юзабилити. Безусловно, ссылочное продвижение еще будет существовать как минимум в других регионах, исключая Москву и МО, и в сфере информационных запросов. В связи с этим преждевременно списывать ссылки как инструмент интернет-маркетинга со счетов.



Впрочем, паника на рынке может привести к тому, что определенные потери понесут ссылочные биржи или агрегаторы. Это приведет к тому, что такие бизнес-модели претерпят функциональные изменения. Самый очевидный путь дальнейшего развития для этих проектов с реализацией их функционального потенциала - это превращение в крупные PR-холдинги, которые будут ориентированы на создание информационного фона компаний в интернете. Также, скорее всего, уменьшится количество фрилансеров и небольших SEO-компаний в связи с тем, что большее значение будет иметь комплексный подход к продвижению. Маленькие SEO-фирмы проигрывают в этом отношении крупным игрокам и, возможно, уйдут с рынка, не выдержав конкуренции», - утверждает Роман.



В свою очередь, руководитель Seohammer.ru Михаил Кузьмин заявляет, что, осуществляя данный запуск, команда Яндекса в полной мере не осознаёт собственные риски: «Таким образом, Яндекс сможет только полностью угробить весь алгоритм ранжирования поисковика. Они однозначно не оценивают всех рисков, которые последуют за подобными мерами. Расценивайте заявление, как способ расшевелить чахлую выставку или способ создать новую тему для обсуждения». Любопытно, что данный комментарий, изначально направленный по почте в редакцию Searchengines.ru, впоследствии «оброс» большим количеством подробностей и уточнений. Наиболее любопытными утверждениями от представителей Seohammer.ru стали заявления о том, что, прекращая учитывать ссылки в ранжировании, Яндекс делает попытку отобрать больше трафика через Острова, тем самым, уменьшая влияние поведенческих факторов для выдачи; также команда поисковика пытается искусственно поднять рейтинги Я.Директа.



Беспрецедентное заявление Александра Садовского не осталось незамеченным SEO-специалистами Запада. Так, ведущее американское отраслевое издание Search Engine Land проинформировало своих читателей о грядущих нововведениях Яндекса, сообщив, что нововведение коснётся лишь коммерческих запросов в Московском регионе – т.е. 10% от всех поисковых запросов. «В последнее время в России создается много шума по поводу учета ссылок при ранжировании коммерческих запросов. Мы регулярно видим в выдаче огромное количество платных ссылок, закупающихся с использованием автоматизированных инструментов. Основная проблема в том, что эти ссылки проставляются ресурсами не связанными с тематикой сайта и подобные тактики вводят в заблуждение пользователей», - цитирует редакция издания слова Садовского.



Кроме того, стало известно, что в настоящее время внимание представителей поиска переключилось на социальные сигналы в коммерческих запросах, которые в ближайшем будущем будут играть важную (если не ключевую) роль в ранжировании поисковыми системами коммерческих запросов. Так, Александр заявил, что российский поисковик, пока в тестовом режиме, начал учитывать социальные сигналы при ранжировании коммерческих запросов. Более того, российский поисковик уже умеет отличать роботов от реальных пользователей социальных ресурсов! На данный момент алгоритмы учитывают количество ссылок на контент, поступающих из соцмедиа; а также количество публикаций контента пользователями с использованием социальных кнопок, размещаемым на сайтах.





Не стоит забывать и о том, что у Яндекса есть доступ к ленте публикаций Facebook’а и к «пожарному шлангу» Twitter’а. Тем не менее, пока рано всерьёз говорить о том, будет ли Яндекс безоговорочно учитывать социальные сигналы при ранжировании: «Пока мы не видим, что социальные сигналы могут быть чрезвычайно значимыми для ранжирования, поэтому пока мы опускаем оба этих фактора в нашем алгоритме. Однако, опять же, это касается только коммерческих запросов», - поясняет Александр Садовский. Далее он продолжает: «В настоящее время мы учитываем при ранжировании более 800 различных факторов, однако я могу заявить, что основополагающим фактором становится взаимодействие пользователя с сайтом. Это наиболее прозрачный и естественный сигнал для наших алгоритмов. Так, например, в ближайшем будущем мы будем обращать больше внимания на удобство использования сайта в целом; на то, насколько легко пользователю было совершить покупку на сайте; а также на то, насколько широк диапазон товаров и услуг, которые продающий сайт предлагает своему пользователю».



Как же теперь владельцы ресурсов смогут привлекать целевых посетителей на новые и малоизвестные сайты, хотя бы для того, чтобы они начали отображаться в выдаче? По мнению Александра, для этого существует две стратегии: так первая сводится к тому, что крупным сайтам, продвигающимся в высококонкурентной тематике, к примеру по запросам типа: [пластиковые окна], следует генерировать как можно больше трафика на сайт, используя как стратегии маркетингового продвижения в интернете, так и методы генерации качественного трафика, подразумевающие получение ссылок из авторитетных тематических блогов и с сайтов релевантных по тематике продвигаемому ресурсу.



Вторая стратегия сводится к продвижению по «длинному хвосту» и ориентация на получение высоких позиций по низкочастотным запросам в выдаче. Как правило, при таком подходе владельцу сайта не о чем беспокоиться. Ведь контент, размещаемый на его сайте, обязательно привлечёт реальных пользователей, а этого вполне достаточно для успешного ранжирования в выдаче Яндекса.



Материал подготовила Анастасия Матвеева




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии