Компания «Вебальта», недавно принявшая в штат двух перспективных студентов, объявляет о переводе своего главного проекта – поисковой системы — в стадию публичного тестирования. Разработка и тестирование системы длились чуть меньше года — с августа 2005 до июля 2006, и теперь она доступна к пользованию.
«Вебальта» заявляет об амбициозных устремлениях стать одним из ведущих игроков российского рынка поисковых систем. Ольга Аракелова, руководитель отдела PR и брендинга компании, отмечает, что короткие сроки, в которые удалось запустить систему, позволяют говорить, что в её создании использовались инновационные разработки. «У нас есть ноу-хау, но рынок суров и диктует свои условия. К сожалению, мы не можем сейчас раскрывать наши секреты», — говорит Ольга.
Говоря об инновациях, разработчики «Вебальты» упоминают новый механизм индексирования документов и модернизированную процедуру отбора и сортировки результатов. В процессе поиска учитывается и морфология русского языка. Совокупность этих составляющих повышает точность ответов на запросы пользователей.
«Продвинутый поисковик общего назначения», как характеризуют систему её создатели, разработан и запущен целиком на средства самой компании. Кроме того, это целиком российский проект. На момент перехода к публичному тестированию системой было проиндексировано около 6 181Гб информации — это около 227 089 000 документов. Их объем планируется увеличить до 1 млрд к осени, а к концу года – включить в базу европейский интернет.
Вместе с выходом «Вебальты» анонсируется сервис контекстной рекламы «Оптимист». Его запуск намечен на конец июля.
Игорь Ашманов, управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», прокомментировал некоторые нюансы работы вышедшего поисковика, отметив, что непосредственно не тестировал его: «Чтобы протестировать тщательно, нужно иметь 3-5 лингвистов, 100-200 специально отобранных запросов (частотных и редких) и потратить 2-3 недели. Это подробно описано в методике тестирования поисковых машин Николая Харина, которую легко найти в сети».
«Заметим, кстати, что «Вебальта» эту методику почему-то показывает только в конце первой страницы, — продолжает Игорь. — Есть методики «слепого» тестирования качества поисковиков в РОМИПе, однако «Вебальта» пока в тестах РОМИПа не участвовала. Поэтому квалифицированного мнения по релевантности поиска «Вебальты» я дать не могу. Могу дать только мнение, ощущение».
По ощущению Игоря Ашманова, релевантность выдачи у поисковика вполне на уровне, но страдает качество показа. «Например, методика Харина из примера выше была, в принципе, найдена и в первых ссылках, но в аннотациях показаны не те фрагменты текста, что создаёт ощущение низкой релевантности. Но это дело наживное».
«Что касается объёма индексации, то он пока ниже, чем у «Рамблера» или «Яндекса» раза в три-четыре, — говорит Игорь. — Но не факт, что это на что-то влияет в смысле качества поиска, тут вопрос в методе отбора сайтов. Кроме того, нет сомнения, что большую-то базу «Вебальта» так или иначе соберёт, деньги у них есть, техника тоже».
«Удивляет пока другое — «Вебальта» не показывает ничего нового в смысле пользовательского интерфейса, упорядочения результатов поиска, навигации по ним. Возникает ощущение дефицита дебютных идей. Я разговаривал с Алексеем Гурешовым, руководителем проекта, поэтому знаю, что свежие технические идеи у них есть. Но их пока не видно».
На вопрос «Хабрахабра» «есть ли для поискового стартапа место в Рунете, или ниша уже целиком занята основными игроками» Игорь Ашманов ответил, что «места полно». «Я и сам занимаюсь поисковыми стартапами (см. «Аппликата»), но не занимался бы, если бы считал, что места нет. Вопрос — какой азимут взять, направлений-то — все 360 градусов. Можно, в принципе, бежать по старой дороге, как суслик перед автомобилем в свете фар. Представьте, едут по дороге три КамАЗа — «Гугл», «Яндекс» и «Рамблер», а вы бежите перед ними. Ведь задавят рано или поздно. Ну и ЗА ними бежать — тоже большого смысла нет. Поэтому лучше выбрать свою тропу и постепенно превратить её в торную дорогу, по которой все и станут ездить».
«Пока «Вебальта», по-моему, движется ровно по той же дороге, что и «рамбляндексы». Выглядит именно так. Та же бесконечная лента результатов поиска, те же аннотации, те же заголовки. Различий визуально нет никаких. Кроме того, что у «гуглямблеров» ещё есть куча всяких околопоисковых и других сервисов, а у «Вебальты» пока их нет. Лично мне кажется, что конкурентные преимущества типа «а у нас зато релевантнее» уже не скажутся существенно на распределении долей поискового рынка. Нужно показать какие-то совершенно новые «фишки» и создать вокруг них убедительную легенду, как сделал «Гугл»».
Действие нового механизма индексирования документов Игорь Ашманов пока не заметил: «Как я говорил, нужно тестирование, это раз, а второе – тонкие различия, для установления которых нужно тщательно тестировать, возможно, уже не волнуют пользователя. Тут, я, правда, могу и ошибаться. Например, если бы «Вебальта» могла громко задекларировать и потом убедительно показать, что в ней нет дорвеев и прочего мусора – это был бы сильный ход».
КОНТЕКСТ.ru - это новостной сайт нового формата, посвященный контекстной рекламе и рекламе в интернете. Управление сайтом осуществляется самими участниками
Комментарии