13 июня 2013 года прошла видеовстреча с веб-мастерами на тему «Сайты электронной торговли». Во встрече, которую провели сотрудники команды качества поиска Google Мария Моева и Андрей Липатцев, принял участие Михаил Сливинский (Викимарт).





Михаил рассказал о e-commerce и о привлечении трафика с поисковых машин. Михаил отметил, что сейчас происходят стремительные изменения в поисковых системах: поисковые машины все лучше и лучше учитывают поведение пользователей, измеряют их удовлетворенность. Они измеряют даже конверсию для коммерческих сайтов. Совершился колоссальный шаг вперед, и это не финальная точка, развитие будет продолжаться. И уже очевидно, что плохой сайт продвигать сложно, сложно привлекать поисковый трафик на некачаственный ресурс.



Многое из того, что нужно делать, связано с улучшением качества сайта. Причем, это улучшение может быть разного свойства. Викимарт занимается численным маркетингом, то есть, вещами, которые можно измерить, каким-то образом алгоритмически улучшить, увидеть результат, и улучшает счастье пользователя — и бизнеса.



В области качества сайта правильно — управлять ассортиментом. Ассортимент должен определяться маркетингом. В онлайне тяжело навязать покупателю товар, он легко может уйти с сайта и не терять время. Единственный способ удержать покупателя — это удовлетворить его потребность. Не навязать что-то свое, а помочь ему решить его задачу. Поэтому ассортимент в e-commerce просто обязан отталкиваться от потребностей людей. И нужно понимать, в чем состоит задача пользователя, находить популярные товары и ставить ассортиментную задачу коммерсантам.



Вторая важная вещь — рекомендательная система. Пользователю часто нужна рекомендация. Даже если он пришел на сайт по общему запросу, ему уже нужно предложить какие-то товары — даже до того, как он ввел какие-то характеристики, уточнил бренд или определился с суммой, которую он готов потратить. И, что важно — эта рекомендация должна быть достоверна, понятна и убедительна. Нужно не просто рекомендовать, а еще и объяснить, почему рекомендовано именно это, и в достаточно доступной форме.



Бывают ситуации, когда в интернет-магазине еще нет трафика, и невозможно посчитать, какие товары покупают вместе, или смотрят вместе в одной сессии. В этом случае можно построить алгоритм взвешенной оценки, когда пользователю подыскиваются товары, похожие по характеристикам. При этом, можно взвешивать между собой разные характеристики по важности.



И не нужно ничего делать наобум. Истинную эффективность показывает только А/В тест, а все предположения обычно очень далеки от реальности. Сайты, ассортимент, пользователи, их потребности, особенности бизнеса, дизайн, навигация и т.д. — очень разнообразны. Унаследовать чужой опыт сложно, любые идеи надо проверять. Не проверяете — значит, ошибаетесь. Иногда даже качественно.



Еще важные вещи, которые стоит делать в коммерческой маркетинговой аналитике. Трафик, который приходит на сайт, очень разнообразный: пользователи приходят из разных поисковых машин, по разным запросам. Часть работы аналитика заключается в том, чтобы найти на сайте похожих пользователей, похожие запросы, похожие страницы входа, и понять специфику. Обнаружив такую специфику, уже можно на нее влиять.



Это важно потому, что, если смотреть на общие цифры и показатели по сайту, то нельзя будет вовремя заметить, что часть сайта деградирует, а часть, наоборот, показывает выдающиеся достижения. И просто не понятно, что происходит внутри бизнеса. Вполне обычная практика — когда одна группа товаров стремительно наращивает конверсию. И нужно делить сайт, пользователей, запросы, входные документы на кластеры и пытаться найти какие-то важные вещи внутри этих кластеров, какие-то отличия, что позволит делать внутри этих групп персонализацию и лучше удовлетворять покупателя.



Часто оптимизаторы используют единственную метрику — позицию в поиске. Это важная техническая метрика, но плохой KPI. Викимарт уже около двух лет используем объем продаж через органический трафик как основной KPI.  



Не нужно ставить оптимизатору жесткий запрос: «сайт должен быть в топ-10, и никак иначе». Гораздо лучше развязать руки подрядчику, который волен приводить трафик туда, куда он считает нужным, и где он лучше монетизируется. В Викимарте целая группа аналитиков занимаются только улучшением сайта, рекомендательными системами. И этот фокус, направленный на KPI, заставляет оптимизатора быть маркетологом, в широком смысле этого слова — не фокусироваться на формальных метриках, а делать хорошо для бизнеса и для пользователя. Никому не нужен пустой трафик, который никак не монетизируется, и который не нравится поисковым машинам. Фокусироваться нужно на целевых запросах, которые позволяют совершить транзакцию, радовать и пользователя, и поисковые машины. И поисковые машины ответят взаимностью. Многие замечали, что, когда они делают какую-то целевую рекламу, например, запускают контекстную рекламу по целевым запросам, подрастает немного органический трафик. Связи между контекстной рекламой и органическим трафиком нет, но таким образом просто рассказывается поисковой машине о том, что сайт вообще существует, и что он в состоянии удовлетворять задачи пользователя. Поэтому в условиях «холодного» старта единственная разумная механика — это не пытаться «объять необъятное», не продвигать десятки и сотни тысяч товаров, а начать с небольшого сегмента, с которым все понятно, с которым компания хорошо умеет работать, и потом потихоньку его расширять.



Еще один момент, на который нужно обратить внимание. Оптимизаторы часто думают, что можно взять опыт сайтов из топ-10, например, как написаны тексты, и попытаться воспроизвести это на своем сайте. Это не правильные действия. Например, конкурент на 10% снизил цену, за счет чего у него на 40% выросла конверсия. И совершенно не очевидно, что такие же действия на другом сайте приведут к такому же результату. Бизнес — сложная вещь: разные пользователи, запросы, документы, call-центры, цены, доставка. То же самое происходит и в поиске: очень много разных нюансов, поэтому примитивное наследование не даст ничего. При этом, можно наследовать чужие красивые идеи.



Вопрос: Как влияет копипаст, полное копирование описания и характеристик товара с официального сайта производителя, на выдачу страницы товара в поиске?



Михаил Сливинский: Нужно в любом случае быть полезным для пользователя. Если бизнес не создает пользы для пользователя — это пустая вещь. Один и тот же контент может быть по-разному оформлен. Страницу товара можно обогатить разного рода рекомендательными системами, сравнением товаров. Это может быть запросная или товарная рекомендация, их много. И этот контент будет ценным и полезным. Он позволит пользователю перемещаться между товарами на сайте, причем, не случайным образом, а максимизируя вероятность покупки.



Еще один компонент — это отзывы. Появление на товаре хотя бы одного отзыва приводит к 20-процентному росту конверсии. Нужно стимулировать пользователя оставлять отзывы. Это, с одной стороны, повысит конверсию непосредственно сейчас, в момент публикации, с другой стороны — скорее всего, увеличит привлекательность страницы с точки зрения поисковых машин, поскольку обогатит ее ценным контентом, причем, это происходит в двух частях. Тут и текстовый контент обогащается, появляются полезные уникальные тексты. С другой стороны, пользователь тратит больше времени на изучение материала, соответственно, проводит больше времени на сайте. И поисковые системы понимают это изменение поведения пользователей и ценят его.



Мария Моева: Хочу добавить только, зная обычную логику части аудитории — не надо сразу думать, где купить отзывы. Лучше дать возможность пользователям оставить их. Отзывы должны быть толковые, по делу, и действительно помогать клиентам.





Михаил Сливинский: Хороший отзыв сымитировать очень сложно, и это очень дорого. Разумнее просто плотнее взаимодействовать с покупателями, чтобы их стимулировать, причем, это стимулирование не всегда денежное. Бывают ситуации, когда пользователь гораздо лучше реагирует просто на предложение написать отзыв, чем за купон или что-то подобное. Пользователи, как это не странно, хорошо пишут отзывы просто по просьбе. И еще нужно учесть момент времени. Когда пользователю только привезли заказ, еще рано спрашивать отзыв о товаре. Но можно уже спросить отзыв о доставке. А о товаре можно спросить через неделю или дней десять. Не нужно пытаться сразу навязывать пользователю написание отзыва — он же даже не успел понять, нравится ему или нет.



Вопрос: Какое количество отзывов оптимально допускать к размещению на landing page товара? Есть ли пессимизация при очень большом количестве отзывов?



Андрей Липатцев: Если начать отзывами злоупотреблять, то, с точки зрения поисковой системы, контент опять может стать не уникальным. Если один и тот же студент пишет отзывы для восьмидесяти разных сайтов, то они будут, скорее всего, однотипными. А если говорить о хороших отзывах — то чем их больше, тем лучше.





Михаил Сливинский: Каждый элемент страницы — это время и внимание. Если внимание пользователя слишком расфокусировать, есть риск ухудшить экономику сайта. Поэтому во всем нужно знать меру. Но главное — все нужно проверять и тестировать.



Вопрос: Когда компания Google выпустит руководство с рекомендациями по поисковому продвижению для интернет-магазинов?



Андрей Липатцев: Конкретно про руководство для интернет-магазинов сказать не могу. Но есть достаточно подробное руководство по поисковой оптимизации, есть статья с рекомендациями, как выбирать поискового оптимизатора, есть краткое руководство для начинающих.



Вопрос: Как лучше делать блог для интернет-магазина, на поддомене или лучше внутри сайта, например blog.site.ua или site.ua/blog? Или разницы нет?



Мария Моева: Для поисковика нет разницы, делать можно так, как будет удобнее. Главное — чтобы нормально сканировалось и индексировалось содержание этого блога.



Вопрос: Влияет ли наличие разметки структурированных данных на выдачу поисковика?



Мария Моева: Только лишь наличие разметки — нет. Но при наличии разметки поисковик будет лучше понимать содержание страницы. В зависимости от запросов пользователей, можно будет показать сниппет с отзывами или с ценами, и так далее. Это увеличивает вероятность привлечь внимание пользователя, и он скорее перейдет по ссылке.



Михаил Сливинский: Для управления сниппетами мы придумали систему шаблонов, когда мы указываем, какими должны быть title и discription в верхнем уровне, дальше это наследуется вниз. Если у нижнего звена есть собственная настройка, то вступает в действие она, и так далее. Идея этого функционала в том, что таким образом на каждом типе страниц мы пытаемся решить задачи пользователя. Например, пользователь, который пришел на конкретную модель, скорее всего, уже что-то о ней знает, и ему нужно говорить уже о ценах, доставке. Если пользователь пришел по общему запросу — ему надо рассказать про широту ассортимента, популярные бренды, количество предложений. Мы включаем в сниппеты бизнес-информацию, включаем в шаблоны подстановочные блоки. Например, сразу можем показать три популярных бренда. При этом, сниппет должен быть не только привлекательным, но и честным.



Вопрос: Влияет ли на ранжирование наличие русского языка в URL? Как ранжируются домены .рф?



Андрей Липатцев: Никаких преференций не дается доменам .рф перед любыми другими доменами верхнего уровня. Единственно — они воспринимаются, как географически привязанные домены, таким образом, при определенных запросах определенных пользователей из определенных мест это может приниматься во внимание.



Вопрос: Насколько важен фактор скорости загрузки страницы?



Мария Моева: При всех остальных одинаковых факторах, которых очень много, поисковик отдаст предпочтение более «быстрому» сайту.



Андрей Липатцев: Но только при прочих равных факторах.



Мария Моева: Еще нужно обратить на это внимание, если у сайта много пользователей, которые заходят с телефонов, через 3G. Но это не должно быть главной заботой веб-мастера. Есть много гораздо более важных.



Вопрос: Как влияет Ajax и Java на продвижение сайта?



Андрей Липатцев: За последние пару лет Google добился значительно лучшего понимания Ajax и Java-скриптов. Поэтому никак негативно это уж точно не влияет.



Вопрос: Имеют ли преимущества в выдаче информационные сайты над коммерческими или наоборот по одинаковым запросам?



Мария Моева: Очень много зависит от интента, от намерения пользователя. Мы стараемся угадать, что именно нужно пользователю. На основании многих факторов, в том числе, истории запросов конкретного пользователя, если он это включил у себя в настройках, мы стараемся показывать максимально широкий спектр результатов. Но нельзя сказать, что информационные или коммерческие сайты в принципе имеют преимущество. Очень многое зависит от истории запросов конкретного пользователя, от конкретного запроса. Но если говорить в общем — то нет никаких преимуществ.



Андрей Липатцев: Машина не вешает на сайт ярлыков «коммерческий» и «информационный». Все сайты априори рассматриваются на равных основаниях. Другой вопрос — что они содержат, отвечают ли они не только запросу, но и задаче пользователя.



Вопрос: Верно ли, что AdSense даже при исключительных бюджетах не может повлиять на сырую выдачу?



Андрей Липатцев: Верно.



Вопрос: Насколько быстро будет отдаваться преимущество интернет-магазинам, сверстанным по всем правилам HTML5?



Андрей Липатцев: Если есть какие-то ошибки в коде — то это отразится на сайте и может привести к тому, что он не будет нравится ни пользователю, ни машине. Но это относится к любой верстке. Но отдавать предпочтение HTML5 только потому, что там правильная верстка — такого нет.



Мария Моева: HTML5 просто дает возможности делать много интересных вещей на сайте, при этом, не ухудшая его доступности. 



Смотреть видеозапись встречи



Обзор подготовила Александра Кирьянова




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии