Статья будет полезна для посетителей, которые сталкиваются с проблемами продвижения сайтов, использующих механизм обмена данными Ajax, или просто интересуются проблемами, которые могут возникнуть в случае использования этого механизма. Прочитав эту статью, владельцы сайтов могут избежать траты денег и времени впустую, потому что вовремя смогут проконтролировать процесс поискового продвижения своего ресурса и оперативно принять нужные меры в случае уже возникших проблем с индексацией сайта. Данная статья сможет развеять все сомнения, возникающие у разработчиков и заказчиков сайта, которые выбирают механизм обмена данными Ajax.
Выбирая технологию или функционал при создании сайта, рассчитанного на большой поток посетителей, все чаще предпочтение отдается механизму обмена данными Ajax. У этого механизма есть существенные преимущества по сравнению с привычным HTML, главным из которых является использование асинхронных запросов к серверу. Это позволяет уменьшить нагрузку на канал связи и, следовательно, повысить скорость работы сайта, отказоустойчивость серверов. Отличие синхронного и асинхронного запроса к серверу заключается в способе и методе передачи данных.
При синхронном запросе браузер на стороне клиента должен получить ответ сервера на посланный запрос, и некоторое время находится в состоянии ожидания. Это приводит к торможению процессов взаимодействия и часто к «зависанию» компьютера пользователя (если данные содержат большой объем информации). При асинхронном запросе браузер на стороне клиента не дожидается ответа сервера, а продолжает загрузку страницы. Это существенно повышает скорость работы и уменьшает нагрузку на сервер, потому что данные запрашиваются частями, без запроса всей страницы. Но поскольку в механизме Ajax для взаимодействия браузера и сервера используется JavaScript, который и передает данные в формате XML или JSON, возникают серьезные проблемы при индексации сайта поисковыми системами, в частности Яндекс и Google.
Порядок выполнения асинхронного запроса
Многие владельцы сайтов, использующих механизм Ajax, приводят серьезные аргументы в пользу отказа от этой технологии вследствие многочисленных проблем:
1. Отсутствие позиций сайта в поисковых системах
2. Низкая посещаемость сайта
3. Недостаток страниц сайта в индексе поисковых систем
4. Наложение санкций со стороны поисковых систем
5. Безрезультатное расходование денежных средств на SEO-продвижение
6. Значительные показатели отказов, малое количество просмотров страниц посетителями за одно посещение, короткое время пребывания на сайте.
Если рассмотреть каждый из приведенных выше пунктов, можно выявить первоначальную проблему, которая связана со сложностью индексации сайта поисковыми системами, а остальные проблемы являются только ее следствием.
Если существует сложность с индексацией страниц сайта, то нет смысла говорить об отсутствии позиций, посещений, плохих показателях поведения посетителей, а также о нерациональности расходования денежных средств на SEO-продвижение ресурса. Сначала нужно добиться успешной индексации сайта поисковыми системами. И Яндекс и Google рекомендуют для каждой страницы сайтов, использующих технологию Ajax, создавать HTML копию со специальными вставками в URL адресах вида «?_escaped_fragment_=», а URL соответствующих им Ajax-страниц метить специальными символами «#!», по которым поисковые роботы будут понимать место нахождения HTML-страницы. Единственным условием будет полное совпадение содержания для страниц на Ajax и соответствующих им HTML копий.
Пример:
URL: http://www.sait.ru/#razdel
Заменим на: http://www.sait.ru/#!razdel
Положим HTML-контент на URL: http://www.sait.ru/?_escaped_fragment_=razdel
Этот способ настройки позволяет решить проблему, связанную с индексацией страниц, содержащих в URL адресах спецсимвол «#», после которого индексация URL адреса поисковыми машинами прекращается; а также трудности индексации страниц сайта, использующих JavaScript для вывода данных.
Для примера хочу привести один крупный молодой портал http://www.tvbreak.ru, который специализируется на транслировании телевизионных каналов в режиме online, а также предоставляет возможность просмотра других видеоматериалов. При создании сайта разработчики в первую очередь позаботились о посетителях, для которых скорость работы сайта играет ведущую роль. Так как сайт изначально создавался с учетом возможности постоянной работы для большого количества посетителей, единственным оптимальным решением было использовать механизм передачи данных Ajax. Как было сказано выше, этот механизм вносит специфические нюансы в индексацию сайта поисковыми системами, для которых сложно, а иногда даже невозможно проиндексировать содержимое страницы сайта. Поисковые системы Яндекс и Google отказывались индексировать страницы сайта www.tvbreak.ru из-за наличия в URL адресах спецсимвола «#» и контента, который выводился посредством языка JavaScript. Для решения проблемы были сделаны HTML страницы, почти полностью повторяющие содержание соответствующих им страниц, использующих механизм Ajax.
Пример:
http://www.tvbreak.ru/#tv/online/pervij_kanal
Заменили на: http://www.tvbreak.ru/#!tv/online/pervij_kanal
HTML-содержимое расположили на URL:
http://www.tvbreak.ru/?_escaped_fragment_=tv/online/pervij_kanal
Для всех страниц сайта была проделана такая же процедура, что позволило поисковым системам уже через неделю добавить их в индекс.
Рис. 1 Содержимое индекса поисковой системы Яндекс для домена www.tvbreak.ru
Рис. 2 Сохраненная копия поисковой системы Яндекс для страницы «Первый канал»
Рис. 3 Сохраненная копия поисковой системы Google для страницы «Первый канал»
Над сайтом велись работы по совершенствованию юзабилити, по улучшению отображения ресурса в разных браузерах и на различных мониторах компьютеров. Это позволило добиться уменьшения показателей отказов и увеличить время пребывания на сайте. Внутренняя оптимизация также включала изменение мета-тегов и содержимого веб-ресурса.
В итоге, этот интернет-проект получил большую популярность, и, как следствие, значительный для молодого ресурса приток посетителей за короткий промежуток времени. Всего за месяц с небольшим.
Рис. 4 Посещаемость сайта из поисковых систем без учета брендовых запросов.
Чуть больше половины посещений, 51,11%, – это новые посетители, что говорит о видимости и наличии позиций сайта в поисковых системах. 48,89% - это вернувшиеся посетители: ресурс заслуживает их внимания, и, следовательно, он отвечает на их поисковые запросы. Показатель отказа для всего сайта составил 1,47%, посетители стали активнее путешествовать по разделам сайта. Это отличный результат, посетителям сайта действительно удобно и приятно находиться на ресурсе.
Данный успешный опыт показывает действенность и эффективность механизма обмена данными Ajax. Сайты, использующие его, имеют большие шансы занять высокие позиции в поисковой выдаче и получить приток целевой аудитории.
Дмитрий Фитеров,
менеджер отдела поискового продвижения i-Media
Комментарии