Если январь 2013 отметился масштабным запуском социального поиска, к которому подключились все ведущие игроки интернет-рынка, то в феврале 2013 года, на фоне подведения финансовых итогов деятельности за год, заметено появление новых схем заработка на рекламе в интернете и пользователях интернета в целом. Наметилось движение российских интернет-компаний в сторону ретаргетинга рекламы. Так собственные системы ретаргетинга представили Яндекс (для контекстной рекламы) и ВКонтакте. Начала работать рекламная сеть ВКонтакте, а ведущий в мире поисковик ужесточил требования к качеству сайтов в результатах поиска, заставив владельцев интернет-ресурсов внимательно посмотреть в сторону Google AdWords. В феврале вебмастеров порадовали массой новых возможностей и сервисов, начиная со сбора статистики о пользователях из социальных сетей от Яндекс.Метрики, и заканчивая новой ссылочной биржей. Заработать на пользователях интернета хотят не только поисковые системы и разработчики различных программ и приложений, но и государственные структуры. В сети появились слухи о возможности принятия закона, обязывающего популярных блоггеров платить налог на рекламу, если они напишут какой-либо хвалебный отзыв о бренде или продукте. Власти Франции, в свою очередь, продолжают развивать историю с обязательными выплатами Google в адрес СМИ за использование контента в Google.Новостях. Итак, подробнее обо всех событиях последнего месяца зимы.
В начале февраля Яндекс сообщил о старте открытого бета-тестирования технологии ретаргетинга для показа объявлений в рекламной сети компании. Ретаргетинг позволяет обратиться с объявлениями контекстной рекламы к людям, которые уже побывали на сайте рекламодателя. Посетителей сайта теперь можно разделить на группы в зависимости от поведения и создавать для каждой из таких групп различные объявления. В этом месяце стало известно, что Яндекс будет использовать платформу Data Mind от компании Tinkoff Digital для проведения торгов на размещение интернет-рекламы в режиме реального времени (RTB). Не удивительно, по оценкам западных экспертов, к 2015 году рынок RTB в России достигнет $720 млн.
В целом же за 2012 год Яндекс заработал 8,2 миллиарда рублей. Доходы от контекстной рекламы составили 88,7% (25, 5 млрд. рублей) общего дохода Яндекса за 2012 год. Стоит отметить, что в 2012 году на контекстную рекламу в России потратили 44,3 миллиарда рублей, а объем белорусского рынка интернет-рекламы, по оценкам экспертов, в 2013 году составит $10 млн. Компания достигла не только внушительных финансовых результатов. Последние данные comScore qSearch демонстрируют, что в конце 2012 года поиск Яндекса обогнал поиск Microsoft Bing, заняв четвертое место в мире. Яндекс занял 2% поискового рынка в Турции и пока не намерен идти в другие регионы.
Покорять новые вершины компании помогает постоянная работа на совершенствованием собственных услуг. В Яндекс.Поиске для сайта появился семейный фильтр, а на Яндекс.Картах спутниковые снимки 35 новых городов вместе с дополненными и обновленными панорамами Казани, а прямо в результатах поисковой выдачи пользователи теперь могут забронировать отель. В сервисе Яндекс.Такси была запущена возможность безналичной оплаты услуг, пользователи могут теперь оплатить такси банковской картой или Яндекс.Деньгами, которые, кстати, ввели одноразовые SMS-пароли в мобильном приложении Яндекс.Такси для iPhone. Команда Яндекс.Почты сообщила о появлении новой возможности – бесплатного отправления копии письма на мобильный телефон. В феврале Яндекс открыл магазин приложений для Android Яндекс.Store. Магазин оснащен удобным поиском и возможностью оплаты приложений со счета мобильного. В конце февраля Яндекс всерьез занялся популяризацией Яндекс.Браузера в Турции. Однако, обычной медийной рекламной кампании для турецких пользователей оказалось недостаточно, и российский поисковик сделал ставку на жаркое противостояние Галатасарая и Фенербахче, которое длится вот уже более 100 лет (речь идет о двух стамбульских футбольных клубах).
Поисковые результаты Google с февраля могут быть ограничены определенным временным диапазоном. Теперь, пользователи имеют возможность задавать временные рамки для того или иного поискового запроса, причем, делать это можно очень просто и быстро. Функция уточнения дат появилась и в поиске Google по отелям. Также Google обновил погодный информер и интегрировал в переводчик новые инструменты, в новую версию Google Chrome интегрировал функцию перевода речи в печатный текст и анонсировал возможность создания единого логина для входа в приложения и сервисы, используя данные профиля пользователя в Google+.
В феврале продолжались споры интернет-гиганта с правительственными организациями Евросоюза. Google и правительство Франции заключили договор, согласно которому интернет-гигант потратит $ 82 млн. на поддержку перехода печатных СМИ на цифровые носители. А Совет издателей Европы, который представляет интересы издательств в 14 странах Европы, дал официальный комментарий инициативе Google по созданию компенсационного фонда для французских издателей в размере €60 миллионов. По мнению представителей издательств, компенсация «не решает нарастающую проблему неавторизированного использования и монетизации контента». При этом европейские чиновники заявили, что начнут принимать меры против Google, нарушившего законы о защите личных данных, к началу лета этого года.
Google вообще оказался очень щедрым в феврале, заплатив Apple миллиард за право быть поиском по умолчанию в устройствах на iOS. А вот компания Microsoft развернула очередной этап своей агрессивной кампании против Google, Scroogled. На этот раз атака направлена в адрес электронной почты Google Mail. В видеороликах, расположенных на странице проекта, Google обвиняется в том, что не соблюдает тайну переписки, используя ключевые слова из электронных писем пользователей для показа им контекстной рекламы. Но все эти события сказались лишь положительно на стоимости акций интернет-компании. Цена за акцию Google впервые за историю компании достигла $800.
Чистая прибыль Mail.ru Group в 2012 году составила 8,5 миллиардов рублей. В выдаче Поиска Mail.ru появились сайтлинки, карта и толкование снов. Деньги Mail.Ru совместно с банком «Тинькофф Кредитные Системы» запустили собственную пластиковую карту. Теперь каждый пользователь Денег сможет получить банковскую карту MasterCard Gold, имеющую единый баланс с Кошельком Mail.Ru.
Рекламная сеть ВКонтакте начала работу в тестовом режиме, официальная биржа рекламы в группах ВКонтакте заработает в третьем квартале 2013 года. В тренде февраля 2013 ВКонтакте запустил собственную систему ретаргетинга. К тому же социальная сеть рассматривает возможность расширения настроек таргетирования на основании различных данных: помимо данных, введенных пользователем в собственном профиле, могут быть использована и информация из других источников.
Yahoo! подписала глобальное, не эксклюзивное соглашение с Google: теперь объявления контекстной рекламы на различных площадках Yahoo! и некоторых кобрендовых сайтах будут отображаться с помощью сервиса Google AdSense и Google AdMob. Об этом говорится в официальном блоге Yahoo! Напомним, в феврале стало известно, что сделка Yahoo! и Microsoft не достигла целей. Марисса Мейер (Marissa Mayer) объявила также о планах сфокусировать внимание компании на мобильных приложениях и более тесном сотрудничестве с Facebook. Это заявление было сделано на конференции инвесторов, организованной Goldman Sachs в Сан-Франциско. В феврале Yahoo! анонсировала назначение Лоуренса Манна (Laurence “Laurie” Mann) главой отдела поиска и обновила главную страницу, сделав ее более умной, интуитивной и персонализированной.
Но больше всего президент и исполнительный директор Yahoo! Марисса Мейер удивила интернет-общественность, представив новую кадровую политику, согласно которой, все сотрудники, работающие в компании удаленно, должны вернуться в офис. Нежелающим подчиняться регламенту придется покинуть компанию, решение затрагивает несколько сотен сотрудников.
В феврале социальной сети Facebook исполнилось 9 лет. В месяц своего 9-летия Facebook в Европе пришлось окончательно отключить функцию распознавание лиц, в связи с требованием властей Евросоюза, так как распознавание лиц нарушает местные законы о защите пользовательских данных.
В Facebook тестируют новую функцию, которая поможет маркетологам формировать аудиторию для рекламных кампаний из пользователей с похожими данными. Процесс таргетинга рекламных объявлений в Facebook станет более прозрачным, в появляющихся рекламных объявлениях при помощи платформы “Facebook AD Exchange” будет отображаться маленькую голубая иконка "AdChoices". Иконка предназначена для уведомления о поведенческом таргетинге и дает возможность пользователям отказаться от него. Еще Facebook экспериментирует с уменьшением размера изображений в рекламных объявлениях, которые появляются в новостной ленте. Объявления, которые не имеют социального контекста (то есть пользователь не имеет друзей, связанных со страницей рекламируемого товара) отображаются с меньшим размером миниатюры видео или изображения.Также стало известно, что Facebook предложит рекламодателям новый вид таргетирования - реклама будет показываться на основе информации о покупках пользователей в оффлайне. Компании по сбору данных о покупках вне интернета будут предоставлять свою информацию в продукт Custom Audiences, с помощью которого рекламодатели Facebook идентифицируют пользователей по их Facebook ID, номеру телефона или электронной почте.
Twitter обновил поиск, включив в него более старые твиты. Наконец-то сеть микроблогов анонсировала рекламный API, обещанный еще давно, а также представила пять первых партнёров, которые смогут предоставлять рекламные решения в сервисе микроблоггинга для расширяющейся аудитории рекламодателей. Но, несмотря на все усилия социальной сети микроблогов, только 3% из 835 владельцев небольших фирм, опрошенных в начале января изданием Wall Street Journal и Vistage International, назвали Twitter сервисом, обладающим наибольшим потенциалом для роста и развития их бизнеса. Лидером этого списка стала социальная сеть для профессионалов LinkedIn Corp., её полезной для бизнеса посчитал 41% респондентов. 16% считают наиболее потенциально полезной платформой видеосайт YouTube, а 14% — социальную сеть Facebook Inc.
В феврале стало известно, что Twitter купил компанию Bluefin Labs для развития социального ТВ. Также Twitter обновил приложения для Android и iOS, а также свою страницу mobile.twitter.com.
Яндекс.Метрика тестирует функцию отслеживания переходов из социальных сетей, а команда Яндекс.Вебмастера рассказала о прогрессе инструмента «Оригинальные тексты», который помогает решить проблему плагиата. Оказывается, сейчас алгоритмы Яндекса отдают предпочтение присланным оригинальным текстам на 80% чаще. Согласно результатам исследований WebEffector’a, большую часть геозависимых запросов к Яндексу составляют коммерческие запросы, а геонезависимых – некоммерческие.
Команда контекстно-медийной сети Google AdWords сообщила о появлении новой функции в аккаунтах AdWords – расширенных кампаний. Это первый шаг к простому и гибкому управлению рекламными кампаниями в современном мире разнообразных устройств. В конце февраля руководитель команды Google по борьбе с поисковым спамом Мэтт Каттс (Matt Cutts) в своем новом ролике на канале GoogleWebmasterHelp рассказал о том, как определить, какие именно ссылки на сайте Google считает сомнительными. В другом видео Мэтт Каттс отметил, что страницы, содержащие только номера телефонов, имеют очень низкую ценность, по сути, никакой ценности. Google относится к размещению телефонов как к набивке страницы ключевыми словами и расценивает подобные страницы как поисковый спам. Настоящие страсти разгорелись в связи с удалением Google из выдачи сайта крупного британского цветочного магазина Interflora. Из выдачи исчезли совершенно все страницы ресурса, позиции сохранились лишь в Google AdWords. Примечательно, что помимо удаления самого интернет-магазина, Google понизил до нуля PageRank нескольких десятков британских новостных сайтов. Причина – торговля ссылками. Google сделал настоящий подарок для интернет-маркетологов в уходящем месяце, Google Trends – инструмент Google, который анализирует поисковые запросы пользователей и выводит в ленту наиболее быстрорастущие – появился в России.
В феврале режиме бета-тестирования начала свою работу биржа статей WebArtex от SeoPult, а еще команда SeoPult представила новую версию услуги «Персональный менеджер» и сообщила о введении новой метрики оценки качества сайтов доноров - видимости площадки в поисковых системах. WebEffector закрыл десктопное приложение ВинЭффектор. 15 февраля начато открытое бета-тестирование нового сервиса по накрутке поведенческих факторов от Megaindex, также сервис сообщил о запуске новой версии с совершенно новым дизайном интерфейса. Компания Sape сообщила о запуске украинской версии сервиса Wizard.Sape, а на форуме Searchengines.ru появилось сообщение об открытии «принципиально новой» ссылочной биржи Каппуста.Ру, предназначенной для вебмастеров и для быстрой монетизации сайтов за счет продажи ссылок. В последний день февраля команда Miralinks представила своим пользователям улучшенную версию услуги беззаботного размещения статей - «Беззаботный++».
Февраль 2013 порадовал конференциями и семинарами. 13-14 февраля в зале «Москва» Ирис Конгресс Отеля прошла профессиональная практическая конференция All in Top Conf 2013. Мероприятие было посвящено практике поисковой оптимизации. Подробный отчет о первом дне конференции и докладах второго дня. 14 февраля Андрей Купавский из отдела теоретических и прикладных исследований Яндекса рассказал, как определить популярность свежих новостей на примере Твиттера.
В феврале 2013 российские интернет-гиганты, Яндекс и Mail.ru Group, представили финансовые отчеты о деятельности за прошлый год, и даже невооруженным взглядом заметны сходства в цифрах, что лишний раз заставляет задуматься о значимости социальных сервисов в сегодняшнем вебе. И если зарубежные интернет-компании занимаются планами и стратегиями, подобно Yahoo! и Facebook, самый популярный отечественный поисковик и крупнейшая в России социальная сеть представили собственные системы ретаргетинга рекламы. Ведущие поисковики стремятся как можно больше привязать пользователей к своим сервисам, так Яндекс запускает масштабную рекламную кампанию собственного браузера в Турции, а Google предлагает пользователям возможность использования единого логина для всех сервисов компании. Стоит обратить внимание также на запуск новых ссылочных бирж и сервисов и услуг в России и Украине. Очевидно, это только первые ласточки, позволяющие прогнозировать масштабную весеннюю активность на интернет-рынке, тем более, что некоторые события весны уже анонсированы.
Обзор подготовила Екатерина Лосевская
Комментарии