8 ноября в Киеве прошла 6-я ежегодная конференция «Бизнес интернет-магазинов 2012», организованная компанией OWOX. Это самое крупное специализированное мероприятие по электронной коммерции в Украине, которое в этом году собрало более 400 участников из Украины, России и стран СНГ.
Во время конференции прозвучало множество исключительно интересных докладов от украинских, российских и зарубежных спикеров, представителей таких известных компаний как Wikimart, Ozon.ru, faberNovel, ichiba, Enter, «Дизайн-бюро Артема Горбунова», Google, Яндекс, MasterCard, Imena.ua, ДеньгиOnline, Netpeak, Promodo, «Нова Пошта», TNS и т.д.
Одним из самых интересных и запоминающихся выступлений стал обзор рынка электронной коммерции бытовой техники и электроники в Украине, представленный Андреем Свирским, менеджером по розничному аудиту компании GfK Ukraine.
GfK Ukraine – украинская исследовательская компания, предлагающая полный спектр услуг по опросам и исследованиям рынков в Украине, Молдове и Беларуси. GfK Ukraine осуществляет свою деятельность по двум основным бизнес-направлениям: «Опыт потребителя» (Consumer Experiences), который включает сектор «Исследований на заказ» (Custom Research), а также Панель домохозяйств (Consumer Panel Services), и «Выбор потребителя» (Consumer Choices), состоящий из Медиа-исследований (Media Research) и Панели Retail and Technology. GfK Ukraine является частью международной исследовательской сети GfK Group. GfK Group осуществляет деятельность в более чем 100 странах, насчитывает более 11 тыс. сотрудников.
Доклад Андрея Свирского состоял из двух частей – первая была посвящена описанию основных тенденций в электронной коммерции, а вторая – будущему интернет продаж, которое можно спрогнозировать, исходя из текущего положения на рынке.
Докладчик сообщил, что по данным за сентябрь 2012 года мировой рынок продажи техники и электроники за год вырос на 5%. При этом продажи в Западной Европе снизились на 2%, а Украинский рынок продажи техники и электроники просел на 0,6%. Рост мирового рынка обеспечивается в основном Странами Азии и Океании, где продажи выросли на 12%.
Если рассматривать подробнее категории украинского рынка, то в 2012 году росли только три сегмента – ИТ-техника, фото и мультифункциональные устройства (смартфоны и планшеты):
Продажи планшетов в Украине очень высоки, но к сегодняшнему дню также наблюдается замедление роста. Планшеты составляют лишь 2% рыка техники, в то время как 10% - это смартфоны. 16,4% - это ноутбуки, 11,8% - телевизоры, 4,4% - фотоаппараты.
Объем рынка техники и электроники в Украине составил в 2011 году 43,2 млрд. гривен, продемонстрировав рост в 27%. В этом году эксперты прогнозируют рост рынка электроники на 3%, то есть порядка 44,5 млрд. гривен.
Далее докладчик сравнил рынки традиционных и электронных продаж техники и электроники. Лучше всего здесь обстоят дела у Великобритании и Германии, где объем продаж через интернет уже составляет более 20% от общего количества продаж бытовой техники и электроники. В Украине же эта цифра составляет 11%, что значительно ниже показателей стран Западной и Восточной Европы, но больше, чем в России, где объем продаж онлайн составляет 7%.
Андрей сделал вывод, что рост офлайнового рынка техники и электроники остановился, но онлайн-рынок еще немного подрастет.
Сравнив бытовые сети продаж и интернет-торговлю, докладчик заключил, что интернет становится более «бытовым», а сети – «технологичными». Это значит, что в интернете растут продажи крупной и мелкой бытовой техники, а в оффлайне наиболее востребованными становятся информационные технологии и связь:
Как видно, самые продаваемые продукты онлайн – это бытовая техника, также в интернете часто покупают дорогостоящие продукты, а также те продукты, которые не требуют консультаций.
Прогнозы компании GfK на будущий год довольно пессимистические – ожидается стагнация рынка, либо незначительный рост на 1-2%. Но это, по мнению докладчика, даст шанс интернет-магазинам проявить себя, так как несмотря на общее замедление роста, количество покупателей в интернете продолжает увеличиваться. По данным GfK за январь-сентябрь 2012 г., 44% населения Украины пользуется интернетом, из них 10% покупают онлайн – это более 2 млн. покупателей.
В список самых популярных товаров, которые украинцы приобретают в интернет-магазинах, входят бытовая техника (холодильники, стиральные машины), компьютеры и электроника, книги, косметика и парфюмерия, одежда и обувь, а также детские товары. Для совершения покупки 88% украинцев использует интернет-аукционы и доски объявлений, 85% – сервисы сравнения цен в интернет-магазинах и 55% – скидочные порталы.
Прогнозы компании GfK на 2013 год:
Комментарии