Автор: Элиот Ван Баскирк (Eliot Van Buskirk) – на своем сайте автор публикует обзоры и анализ ситуации, складывающейся вокруг приложений для потребления музыкального контента. Он пытается проникнуть в особенности того, как люди взаимодействуют с музыкой на цифровых носителях, и как эти взаимодействия эволюционируют.







В первые дни веба технологическое пространство было заполнено не только деньгами, но и особым оптимизмом, который зиждился на уверенности в том, что новая среда позволит каждому выразить себя так, как он того захочет, и весь мир сможет увидеть его творение (предполагается, что речь идет о чем то позитивном). Так, конечно, было до появления Facebook. Если вы хотели что-то разместить в этом пространстве, то это надо было сделать собственными руками, с помощью того, что называлось HTML.



Многие из тех, чья работа была связана с сетевыми технологиями, подумали тогда, что веб станет источником невероятного разнообразия идей. Это привело к расцвету бесконечной кибер-утопии, в которой любая и каждая хорошая идея имеет шанс взлететь достаточно высоко. Если вы читали GeekCereal (это лишь один из случайных примеров), то, вероятно, помните эти ощущения. Эти люди собирались изменить мир.



И они сделали это – но не в том направлении, о котором мечтали. Приблизительно через полтора десятка лет появились признаки того, что интернет не желает практически бесконечного разнообразия культурных движений и деловой активности. Может быть, он желает только одного среди всех. Только лучшего.



Возьмем, например, подписки на музыкальные сервисы «по требованию». Liquid Audio был первым, кто попытался запустить что-то подобное в крупных масштабах, но он попал в сложную ситуацию (отчасти из-за того, что DRM не работает с портативными платформами). После этого мы видели, как стартовали в данном направлении Rhapsody, Napster, Virgin Digital, Thumbplay, Sony, eMusic, Slacker, Rdio, MOG, mSpot, MTV Urge, Yahoo, Zune, Deezer.



Многие из них покинули этот бизнес. Другие были приобретены или произошли слияния. Тому, кто сегодня захочет воспользоваться услугой музыкальной подписки «по требованию», придется выбирать из того, что осталось:



Spotify, утверждающая, что имеет более 15 миллионов пользователей (или 22 миллиона – все зависит от того, как она их считает). В последней официальной информации говориться о четырех миллионах платных подписчиков, но, по слухам, сейчас эта величина приближается к 4,5 миллионам. Также она имеет успешную программную платформу для десктопных плейеров, не менее 47 программ для iOS (их число растет); похоже, что ее мобильные приложения поддерживают функции сторонних разработчиков; предлагаемую сервисом кнопку «play» можно бесплатно разместить где угодно; как сообщается, работает веб-версия основного плейера; сотрудничество с Coca Cola позволяет достичь любого уголка земного шара; а ее представители говорят о том, что сервис станет «операционной системой для музыки». Рыночная стоимость компании оценивается в 4 млрд. долл. США.



Deezer имеет порядка 1,5 миллионов платных подписчиков, а их суммарное число достигает 20 миллионов. Она предлагает свои услуги во многих из тех стран, куда другие игроки пока не добрались (но ее нет в США).



Rhapsody поглотила Napster и имеет около одного миллиона пользователей, но собственная программная платформа отсутствует.



Sony Music Unlimited заявила об одном миллионе активных пользователей.



MOG не сообщает о том, как много пользователей или подписчиков она имеет. Facebook говорит о 140 тысячах пользователей в месяц. Недавно сервис был куплен производителем наушников Beats Audio за 14 миллионов долларов США.



Rdio не хочет называть количество своих пользователей или подписчиков. Facebook сообщает о 120 тысячах пользователей в месяц. Он обладает программной платформой, но испытывает определенные трудности с ее запуском.



Slacker предлагает довольно популярный радио сервис, но, кажется, никто не знает о том, что она также предлагает подписку на музыкальный сервис по требованию.



Microsoft прекратила поддержку своего бренда Zune, и пытается организовать собственную музыкальную подписку с помощью Xbox Music.



Samsung Music Hub имеет впечатляющий список полезных функций. Но кто-нибудь пользуется ими? Мы об этом ничего не знаем.



Этот список можно продолжать и дальше, но где-то надо поставить точку: Spotify доминирует в этом секторе, следом за ней идут несколько мелких игроков, а после них мы видим огромную пропасть. В мире смартфонов и планшетов лидируют iOS и Android, также тут есть несколько аутсайдеров (или тех, кто скоро станет аутсайдером). Все говорит о том, что представление об интернете, как месте, где любой стартап может конкурировать с другими проектами и занять достойное место на глобальном уровне, является утопией.



Это как Coca-Cola и Pepsi. Coke одержала официальную победу в так называемых «кола-войнах» в США. Pepsi лавирует, как может, и пока она не оступилась, но эта компания даже не пытается победить по количеству проданных литров колы. Только представьте себе, если бы Coke была действительное вкуснее, то ее пило бы еще больше людей. Теперь мы хорошо знаем, как происходят подобные вещи в интернете – срабатывает так называемый сетевой эффект. Один из игроков растет тем быстрее, чем больше людей узнают о нем. Он становится все больше и больше, а, следовательно, все больше и больше людей используют предлагаемую им услугу. И это продолжается до тех пор, пока он не займет практически всю нишу. Может быть, тут останется немного места для нескольких скромных по аудитории альтернативных решений, а также небольших компаний, предлагающих нишевые решения для весьма ограниченной аудитории.



В качестве метафоры к этой мысли можно привести пример развития маленьких акул в утробе матери. У некоторых видов они начинают поедать друг друга еще до того, как появятся на свет. В конце концов, одна из них становится самой большой и съедает остальных. И все это происходит до того, как эта акула родится.





Аналогичные вещи происходят в сети повсюду. Сколько поисковых машин вы знаете? Для большинства людей на Западе – только одна, и она превращается в главный объект новостей, даже немного изменив дизайн своего логотипа. Как много социальных сетей для широкой аудитории использует англоязычная аудитория? По большей части – одну, может быть, некоторые люди – две, так в каждой из них можно сделать что-то особенное, что недоступно во второй. Есть еще где-нибудь такие места, где так много людей встречается онлайн? Нет. Где они обычно покупают физические, а теперь и многие цифровые товары? В основном здесь.



Действительно ли интернет выбирает только одного, или, в некоторых случаях, двух, среди всех? Что в таком случае делать стартапам?



Нужен только один из всей группы. В дополнение к размещению своей музыки на всевозможных сервисах (или, по крайней мере, двух-трех наиболее распространенных сервисах каждого типа), эта небольшая банда также делает ставку на собственные приложения, которые помогают ей распространять музыку по всему миру.



Представляется только одна единственная стратегия для стартапов: маневрировать до тех пор, пока ты остаешься фирмой, которая занимается тем, чем она занимается, или занимается более крупный игрок, а затем растолкать всех и вырваться в лидеры. Это только один из миров. Хотя в музыкальной индустрии мир порезан на кусочки из-за существующей практики лицензирования, и тут есть шанс занять нишу, в которую кроме тебя никто не хочет (или не может) прийти. В качестве примера можно привести Deezer.



Но интернет только один. Судя по всему, ему не нравиться существование множества версий одного и того же. Он хочет, чтобы каждая ниша была занята кем-то одним – лучшим из всех.



Источник: Gizmodo.com



Перевод: Александра Никитина




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии