Горилла Якини, родившаяся в ноябре 1999 года в зоопарке Мельбурна (Австралия), в 2012-м внезапно стала не только «звездой» всея Интернета, но и неожиданным олицетворением, символом проблемы, которую давно обсуждают журналисты и специалисты по контенту. Это проблема доверия к информации вообще, из Всемирной паутины в частности и из социальных сетей – еще более в частности.



История такова. Twitter-пользователь @christianmunthe выложил на своем аккаунте фотографии: крохотное мимимишное существо, которому только предстоит вырасти в гориллу, проходит медицинский осмотр. Умилившиеся пользователи ретвитнули этот пост больше 17 тысяч раз за одни лишь сутки. О том, сколько раз кадры с малышкой Якини появились в других социальных сетях, на форумах, личных сайтах, в Живом Журнале, сколько народу обменялось ссылками на изображения малютки – история умалчивает. И хотя изначально дата проведения съемки не указывалась, по умолчанию информационная среда восприняла появление обезьянки на свет как свежую новость.



«Интернет взбудоражен фотографиями тринадцатилетней давности, на которых изображена новорожденная горилла», – удивляется британская газета Тhe Sun. «Тринадцать лет спустя горилла Якини – снова звезда», – с ноткой недоумения констатирует австралийская Тhe Нerald Sun.





А ведь отчасти такое восприятие информации читателями естественно: мы же не ожидаем, что в телевизионной программе под названием «Новости» (или не таким уж однозначно-прямолинейным, но предполагающим то же самое) нам покажут, например, хронику времен первой либо второй мировой войны, кадры с Брежневым или Рейганом. Разве что – в качестве иллюстрации к рассказу о каком-то современном событии или по поводу очередной годовщины чего-нибудь. Так и с Twitter’ом – одно это понятие априори предполагает «сводки с мест событий». Неважно, каких: семейная ссора или гражданская война, рождение обезьянки или смерть Майкла Джексона, приготовление пирога по новому рецепту или смена правительства. Важен изначальный посыл.



Британский журнал Тhe Рunch приводит слова автора снимков с Якини – Дэвида Кайрда (David Caird): «Представленные фотографии были сделаны в юности Интернета – прежде, чем появились социальные сети. Если вы раньше чего-то не видели, то когда вы видите это впервые – воспринимаете как новость».



На важный фактор обращает внимание медиаэксперт BBC WST Владислав Маслов: «Любой пост в Twitter’е сопровождается надписью маленькими серыми буквами: (опубликовано) «несколько секунд назад», «минуту назад», «10 минут назад». Пользователь автоматически воспринимает эту информацию как свежую.



Добавьте сюда эмоциональную окрашенность подобной информации (а ведь люди наиболее охотно реагируют именно на яркие эмоции и ретранслируют их) – и получите достаточные условия для вирусного распространения. В таких случаях пользователям соцсетей на самом деле и неважно, когда произошло событие – сегодня или десять лет назад. Юзерами движет одно – желание поделиться интересным фактом (или картинкой) с друзьями, распространить его дальше».



А известнейший итальянский писатель Умберто Эко приходит к нелестному для пользователей соцсетей выводу о том, что это самое желание поделиться порой становится важнее собственно события, да и вообще здравого смысла: «Снять видео или сфотографировать, чтобы потом выложить отснятое в Интернет. Отныне многие думают только об этом, когда присутствуют при каком-либо событии. И, таким образом, отказываются от возможности понять то, что в действительности совершается перед их глазами» (статья в итальянской L'Espresso). Литератор называет эту тенденцию «синдромом электронного глаза» и усматривает в ней определенную угрозу интеллектуальному уровню общества: «Это присутствие механического глаза в ущерб работе мозга, кажется, изменило сознание даже вполне цивилизованных людей».



Впрочем, в конкретной истории о конкретной Якини, как и в других подобных, особой угрозы не видится. Печальнее выглядит ситуация в средствах массовой информации, где ее – информацию – обязаны фильтровать профессионалы. Но… «Система взаимоотношений традиционных СМИ и соцсетей настолько сложна, что ей посвящают уже целые учебники и часы лекций, – говорит Владислав Маслов. – Это – единое информационное поле: СМИ интегрированы в соцсети и стали их неотъемлемой частью. А блоггеры, в свою очередь, перепечатывают сообщения СМИ и агрегаторов, зачастую не сохраняя ссылок на первоисточники. Таким образом, уже практически невозможно отделить сообщение традиционного СМИ от блоггерского поста. Это первый фактор возникновения казусов, подобных истории о горилле: нечто, опубликованное в ленте Twitter’а, автоматически воспринимается как новость, как репортаж о событии, произошедшем только что».



Кстати, история, практически аналогичная случившейся с фотографиями Якини, развернулась в 2009 году и в русско-, а также украинскоязычном сегментах Интернета. Тогда героем стал слоненок Фантик, родившийся в 1999-м в Одесском зоопарке. С чересчур легкой руки некоего пользователя в Сеть попало видео, отснятое в том же 1999 году: о том, что зимой слонишка мерз в вольере и сердобольная сотрудница зверинца взяла ушастого «малыша» к себе домой.



Милый этот сюжет разошелся не только по видеохостингам, соцсетям и блогам, но и по СМИ. Причем включая те, у которых вроде бы достаточно солидная репутация. «Обыкновенный слон в одной семье превратился в необыкновенное домашнее животное» – радуется за Фантика, например, служба новостей одного из крупнейших российских телевизионных каналов:





Понятно, что помнить все события, к тому же за много лет – нереально, но… критическое отношение к информации и, что особенно важно в этом случае, ее источникам – «наше всё».



Еще одну удивительную историю сгенерировал блоггер из Черкасс Федор Гонца. В своем сетевом дневнике он опубликовал фотожабку с Чаком Норрисом. Голливудский артист, он же техасский рейнджер, он же Интернет-мем, якобы на встрече с украинцами из канадской диаспоры держит в руках учебник украинского языка. Картинку сопровождал следующий текст: «На встрече, которая состоялась 9 ноября в честь празднования Дня украинского языка, Чак Норрис был очень весел и дружелюбен. Американский актер смог произнести несколько фраз на украинском и признался, что ему очень нравится этот язык. Более того, Чак сообщил, что намерен заняться изучением украинского языка и для достоверности сфотографировался с учебником украинского языка».





Казалось бы – явная шутка, опубликованная в таком ненадежном источнике как блог. Однако и тут нашлись легковерные: заметка с фотографией появилась во львовской газете.



«История с Чаком обнажила очень важную проблему: профессионализм нынешних репортеров, журналистов. История эта имеет продолжение, – рассказывает Федор Гонца. – После «жабы» с Норрисом молодой журналист Роман Голубовский, вдохновившись результатом, создал сайт украиноязычных выдуманных новостей - UaReview. На странице есть слоган с пометкой «Мы всегда пишем правду. Честно. *» и сноской «* – Все упомянутые на сайте события и персонажи – вымышленные. Любое совпадение с реальными событиями и людьми является случайным». За год существования ресурса украинские СМИ были неоднократно замечены в публикациях его материалов, чем и выдавали свой непрофессионализм». Федор Гонца добавил, что планирует продолжить эксперименты, подобные опыту с фотографией техасского рейнджера.



«Работники СМИ, будучи интегрированными в соцсети, получают информацию из разных (казалось бы!) источников: об этом рассказал кто-то в Facebook’е, затем – в Twitter’е, далее – везде. В погоне за первенством публикации редакторы (зачастую – невольно, вынужденно!) пренебрегают достоверностью. Однако ныне – в эпоху явного кризиса традиционных СМИ – это серьезная ошибка. На самом деле количество новостей, требующих немедленного широкого распространения, исчезающе мало (лично я не могу придумать ни одной такой). И задача традиционных СМИ – если, конечно, они хотят сохранить доверие к институту журналистики – это именно тщательная проверка фактов», – подчеркивает Владислав Маслов.



Апофеоз желания поделиться (а скорее – набрать побольше кликов и, как следствие, рекламы) со стороны СМИ – перепечатки псевдоновостей с сайтов типа Fognews и Smixer, на которых царит вечное первое апреля. Помните, как один из них весной «закрыл» в России Макдональдс? «Новость» была опубликована множеством СМИ, сторонники здорового питания и противники глобализации торжествовали, поклонники чизбургеров и биг-маков испереживались, обиженная компания обнародовала опровержение… В общем, всем нашлась работа, всем не скучно, авторы оригинального текста хихикают в кулачки или откровенно хохочут, а перепечатщики и читатели… ждут новой удочки, на которую опять попадутся.



Увы, никто из гуру или юных гениев программирования пока не придумал универсального фильтра для информации, этакого сетевого детектора лжи. А как было бы здорово: запустил программку и – о чудо! – сразу узнал, где правда, где вымысел, где свеженькая новость, а где «боян». Так что пока приходится пользоваться фильтром естественным – в собственном мозге. И если читать между строк получается не всегда, то, по крайней мере, определяться с датировкой событий – обычно несложно. И тогда легко избежать не очень приятных ситуаций – вроде периодически встречающегося в Интернете распространения информации о сборе благотворительной помощи, когда нужда в ней уже отпала, особенно – если отпала по причине трагической.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии