В кои-то веки задумался я тут о растущем рынке интернет-рекламы, что с ним будет в дальнейшем и насколько еще он сможет разрастись по объему. И главное — какая качественно реклама ждет нас в будущем?
Для справки: сейчас объем российского рынка интернет-рекламы оценивается в $300 млн. В 2006 г. рынок вырос в 2 раза, в 2007 г. — в 1,5 раза. Рост замедляется, однако в следующем году затраты на интернет-рекламу приблизятся к бюджетам на рекламу в газетах. Интернет реклама продолжает забирать клиентов у телевидения — оно и понятно: число интернетчиков с каждым годом растет, а среднее время, которое современный интернетчик проводит в сети, составляет 6-8 часов в день. Мало кто сидит такое же время перед телевизором или читает газеты.
Не буду напоминать историю о том, как баннерная реклама уступила место контекстной, скажу лишь, что в Интернете все развивается стремительно быстро, причем именно качественно, а не количественно. Качественное отличие от конкурентов — зачастую важнейшее преимущество в мире интернет-бизнеса. А когда каждый старается качественно прыгнуть выше других — представляете, как каждый день будет меняться этот мир?
И ведь он меняется. Баннерной рекламе не хватало, во-первых, привязке к аудитории, во-вторых — интерактивности. Контекстная реклама решила эти проблемы, и, казалось бы, что может быть лучше? Тенденция последнего времени — еще более плотная привязка к конкретному клиенту. На это появились адекватные средства: MySpace, Facebook, LinkedIn. В Рунете — «Мамба», «ВКонтакте», «МойКруг».
MySpace уже какое-то время предлагает рекламодателям максимально узкий таргетинг, вплоть до интересов конкретного пользователя (т. н. социально-демографический таргетинг). Недавно о себе заявил и «Яндекс» но более интересен пример Facebook. Они тоже встали путь узкого таргетинга, но сделали, кроме прочего, изящный ход — заключили партнерские соглашения с рядом интернет-магазинов, так что теперь пользователи социальной сети в реальном времени видят в своих новостных лентах, что покупают их друзья в этих магазинах. Таких потребителей уже прозвали fan-sumer'ами (от «fan» и «consumer»), в результате Facebook дали ход мощнейшему механизму продвижения – механизму рекомендаций.
Что будет дальше?Когда я сегодня просыпался, то подумал: неужели нельзя угадать средние потребности человека, с трудом выползающего утром из постели? Подумайте, что можно было бы предложить ему прямо в этот момент? Завтрак в постель, банку энергетика, такси до места работы, звонок боссу о том, что «я болен и устал». Представляете, если в будущем у вас на будильнике будет отображаться реклама, причем с возможностью моментального заказа услуги с доставкой!
Специально утрирую, чтобы было ясно, что предела нет. Если вы думаете, что меня будет раздражать такая реклама — представьте, как изменится картина, если мне сообщат, что только что мой коллега на другом конце города тоже проснулся и тоже заказал вот этот кофе…
Отличное место для рекламы — холодильник или микроволновка. Если для наполнения холодильника будет достаточно выбрать продукты на небольшой экранчике (на котором еще и расскажут, чем недавно затаривался ваш друг), это будет скорее воспринято как удобство, чем как манипуляция.
So what?Предлагайте настолько узкий таргетинг, насколько возможно. Тренд сужения таргетинга в интернет-рекламе будет продолжаться и дальше. Максимально узкий и эффективный таргетинг — мечта любого рекламодателя. Сможете сделать привязку к сиюсекундным желаниям каждого представителя генеральной совокупности — обогатитесь.
Используйте механизм рекомендаций. Людей раздражает, когда им впаривают. Самый простой способ прикрутить механизм рекомендаций — сообщать покупателю, «что нынче берут». А технически это может быть реализовано и через «mash-up».
Оригинал статьи опубликован в моем блоге.
КОНТЕКСТ.ru - это новостной сайт нового формата, посвященный контекстной рекламе и рекламе в интернете. Управление сайтом осуществляется самими участниками
Комментарии