В 2011 году численность пользователей интернета в России выросла на 14%, составив 53 млн. человек – это сделало онлайн-рынок России крупнейшим в Европе.
И все же, согласно официальному заявлению международного инвестиционного банка GP Bullhound, который специализируется на вложениях в высокотехнологичный сектор, активными потребителями товаров и услуг в интернете являются лишь 18% от общего числа российских пользователей глобальной сети. При этом, рынок интернет-рекламы в России поступательно растет, и сегодня на его долю приходится 9% от общего рекламного бюджета страны. Данную картину как нельзя лучше иллюстрируют доходы компании Яндекс, большая часть которых поступает именно от рекламных сервисов. Так, в первом квартале 2012 года консолидированная выручка российской интернет-корпорации составила 5,9 млрд. рублей или 200 млн. долл. США, а это уже на 51% больше, чем годом ранее. Аналогичными темпами растет и чистая прибыль Яндекса.
На сегодняшний день на рынке России доминируют именно локальные компании: согласно оценкам LiveInternet, около 60% всего веб-поиска страны принадлежит Яндексу. На долю Google приходится примерно четверть рынка поиска России, хотя его процент здесь постоянно растет. Что же касается Mail.ru, то сегодня он является крупнейшим российским порталом, предоставляющим своим пользователям услуги электронной почты, а также мощную социальную платформу. Именно Mail.ru Group принадлежит вторя по популярности в странах СНГ соцсеть «Одноклассники»; кроме того, корпорация владеет 40% акций «ВКонтакте» - самой крупной социальной сети России и СНГ. Что же касается западных конкурентов, то Facebook занимает в стране лишь четвертую строчку. Популярнейший локальный ритейлер Ozon, который занимается онлай-продажей товаров потребления и путешествий, именует себя не иначе как «российский Amazon плюс Expedia».
В целом же Российский интернет-рынок больше похож на рынок Китая, чем на какой-либо из рынков западных стран. Как известно, в Китае на рынке поиска доминирует Baidu – в России эта роль отводится Яндексу; Tencent в Китае играет ту же роль, что и Mail.ru. К слову, Tencent принадлежит 7,8% акций DST. Крупнейшими интернет-ритейлерами Китая являются Dangdang, 360buy и Alibaba. Amazon и eBay не присутствуют на данном рынке вообще. Аналогичная ситуация сложилась и с социальными медиа: Twitter, запрещенный в этой стране, целиком вытеснила Sina Weibo, и подобные примеры можно приводить до бесконечности.
Отметим однако, что существенное отличие интернет-рынка России от рынка Китая заключается в отсутствии тотальной интернет-цензуры, а также в наличии возможности для западных ресурсов и сервисов свободного проникновения в Рунет. Однако все же в стране доминируют локальные ресурсы. «Закрытость Китая позволяет активно развиваться локальным сервисам, не испытывая конкуренции со стороны Запада, - комментирует Дмитрий Гришин, руководитель Mail.ru. – Конечно же, это позволит Китаю добиться успеха в короткие сроки, но ослабит позиции данного рынка в долгосрочной перспективе».
Весьма любопытно, что американец Фриц Демополюс (Fritz Demopoulos), владелец и сооснователь поискового веб-сайта для путешественников Qunar, предпочел продать его китайскому поисковику Baidu, в 2011 году, вложив вырученные средства в российский стартап Оstrovok.ru, предоставляющий услуги бронирования отелей по всему миру. При этом г-н Демополюс отметил, что успех локальных российских компаний заключается в хорошем знании местного рынка и потребителя, владении технологиями, доступе к капиталам, рациональном менеджменте, масштабе самого рынка. Кроме того, мировой кризис подкосил уверенность пользователей ряда локальных рынков в том, что внедрение западных ноу-хау в онлайн-бизнес является оправданным.
«Российские компании имеют явное преимущество на местном рынке, - комментирует г-н Демополюс. – Одна из главнейших причин тому: языковые особенности». В доказательство сказанному он приводит мнение Ильи Сегаловича, директора по технологиям и разработке компании Яндекс: «Google напрочь игнорирует особенности русского языка, хотя сегодня он довольно эффективен в России». Кроме того, существенно повысить популярность Яндекса в России помог его собственный картографический сервис Яндекс.Карты, а также Яндекс.Навигатор, передающий пользователям объективные данные о состоянии дорожного движения в режиме реального времени. Так, например, сегодня каждый москвич, может заказать такси, используя специальное мобильное приложение от Яндекса, а также отслеживать его движение в режиме реального времени прямо со своего мобильного устройства.
И все же покупательская онлайн-способность россиян еще не столь высока, как, например, в том же Китае. Важную роль здесь играет человеческий фактор: люди предпочитают покупать «у людей». Вот почему сегодня в России так распространены колл-центры интернет-магазинов, предоставляющие покупателям оперативные консультации и информацию о статусе их онлайн-заказов по телефону. Так, один из основателей Оstrovok.ru Сергей Фаге поделился опытом: «Мы учились продавать, наблюдая за китайским онлайн туроператором Ctrip, клиенты которого совершают половину заказов по телефону».
Еще один важный момент: русские любят платить наличными, нередко используя для этого терминалы QIWI или каких-либо других платежных систем. Кроме того, отличительной чертой российского покупателя является поиск оптимальной цены на товар: зачастую пользователи могут одновременно сделать несколько заказов одного и того же товара у различных онлайн-ритейлеров, отдав в итоге предпочтение наиболее выгодному предложению. При таком подходе наиболее предпочтительный для пользователей способ оплаты – «наличными при получении товара». Так, согласно статистике, 4/5 от всех покупок, совершенных россиянами на сайте Ozon.ru, оплачиваются в момент доставки. Вот еще один ответ на вопрос: «Почему в России доминируют локальные игроки?».
Качественные курьерские услуги – очередной весьма значимый фактор для стран со столь обширной территорией, как Россия и Китай. Чтобы улучшить качество обслуживания клиентов Ozon.ru создал собственную разветвленную логистическую цепь по доставке товаров в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. При этом, около 10% от всех заказов доставляются клиентам по почте.
Немаловажным фактором для активного развития внутреннего рынка России (равно как и Китая) является сосредоточение в обеих странах большого количества специалистов с незаурядным математическим умом, обладающих научным талантом. «В конце 1990-х годов, - вспоминает Александр Туркот, руководитель подразделения информационных технологий «Сколково», - чуть ли не каждый второй инженер мечтал уехать из страны». В те же 90-е годы в России снизились и стандарты высшего университетского образования. Что же касается сегодняшнего дня, то в настоящее время квалифицированные специалисты видят гораздо больше перспектив для себя в России, выпускники котирующихся в стране вузов могут претендовать на хорошие зарплаты, люди возвращаются на родину. Так, например, трое инженеров, возглавивших работу над проектом Оstrovok.ru переехали в Москву из-за рубежа. В частности, это сам Сергей Фаге и соучредитель компании Кирилл Макаринский - оба покинули Россию еще детьми. «Тем не менее, - отмечает Александр Туркот. - Далеко не всегда легко объяснить молодым людям, что им вовсе не обязательно работать в нефте- и газодобывающей или в банковской сфере, чтобы заработать хорошие деньги».
Безусловно, как и во многих странах, в России действует простой принцип: чем крупнее и известнее компания, тем легче ей получить финансовую поддержку инвесторов. Довольно широкие перспективы открывают перед российскими компаниями и иностранные инвесторы: так, результатом выхода поисковой корпорации Яндекс в 2011 году на американскую фондовую биржу NASDAQ стало привлечение 1,3 млрд. долл. США. Чуть ранее – в ноябре 2010 года Mail.ru Group удалось привлечь 900 млн. долл. США инвестиций на лондонской бирже. С тех пор цена акций Яндекса немного снизилась, в то время как бумаги Mail.ru продолжают расти. Западные венчурные инвесторы активно вкладываются в российские проекты, успешно занимающиеся электронной коммерцией. Среди финансируемых из-за рубежа - упомянутые ранее Оstrovok.ru и Ozon.ru. В свою очередь, местные инвесторы (так называемые, бизнес-ангелы) вкладываются в молодые компании гораздо реже, чем, например, это происходит в Америке, Западной Европе или в Китае.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что в России начинают развиваться различные бизнес-инкубаторы, осуществляющие всевозможную поддержку молодых стратаперов. Так, в центре Digital October, расположившемся на берегу Москвы-реки, регулярно проходят различные конференции, семинары и обучающие мероприятия для молодых предпринимателей. Именно здесь начинающие стартаперы могут обмениваться идеями, находить покровителей и бизнес-рптнеров. Что же касается государственной поддержки молодых предпринимателей в сфере высоких технологий – то здесь весьма примечателен проект «Сколково», в рамках которого государство осуществляет активное привлечение как российских, так и крупных зарубежных инвесторов к финансированию молодых и перспективных проектов. Резидентам «Сколково» предоставляются налоговые льготы, различные гранты, а также дополнительные возможности обучения. При этом правительство страны не является акционером «Сколково» и не стремится получить от проекта какую-либо материальную выгоду.
Русские за границей
Если говорить об активности российских компаний за рубежом, то здесь некоторые крупные холдинги (в основном соцмедиа), присутствуют в качестве инвесторов. Так, Mail.ru и DST Global, являются держателями акций крупнейшей в мире соцсети Facebook, выход на биржу которой состоялся 18 мая 2012 года. Продажа доли акций после IPO Facebook предоставит российским предпринимателям возможность инвестировать в другие перспективные проекты. Отметим, что в настоящее время DST Global владеет акциями Groupon и Zynga, которые вышли на биржу в 2011 году.
Однако активность российских IT-компаний за рубежом не ограничивается инвестициями: так, в сентябре 2011 года Яндекс вышел на рынок Турции: и хотя в настоящее время его доля на этом рынке составляет лишь 1% (Google по-прежнему доминирует здесь), Илья Сегалович заявляет, что делать преждевременные выводы еще рано. Первый промежуточный итог будет подведен в конце 2012 года. Что же касается Mail.ru, то и он активно пытается выйти на иностранный рынок, в частности - на европейский. Уже сегодня компания занимается разработкой социальных игр для рынка Германии и других стран.
Что же касается государственной политики России в отношении иностранных технологических рынков, то сегодня руководство инновационного центра «Сколково» заявляет, что проводит активную работу по поиску и привлечению к работе над российскими проектами инициаторов и технических разработчиков молодых и перспективных иностранных стартапов. «Нам не нужны те, кто занимается примитивным копированием идей, давно реализованных в глобальной сети», - комментирует Александр Туркот.
В целом же, поиск новых технологий и светлых идей вполне естественен для экономики, которая в настоящее время зависит исключительно от продажи природных ресурсов. В отличие от исчерпаемых богатств, инетрнет-рынок всегда полон новых идей и решений, к тому же он не имеет физических границ, а значит, - более подвижен и мобилен. Вот почему российские интернет-предприниматели всегда будут находить в глобальной сети новые проекты для дальнейшей реализации на территории своей страны, тем самым, насыщая внутренний рынок новыми высокотехнологичными предложениями.
Источник
Перевод Анастасии Матвеевой
Комментарии