24 и 25 сентября в Иннополисе, расположенном недалеко от Казани, проходила VI Международная SEO Conference 2015. Мероприятие - традиционно признано одним из самых масштабных и авторитетных мероприятий в мире SEO и интернет-маркетинга. В прошлом году в конференции приняли участие такие известные компании, как Google, Mail.ru, Яндекс, «ВКонтакте», Aviasales, WikiMart, Sape, Ingate, Kokoc и многие другие.
Второй день конференции ознаменовался докладом Александра Алаева, директора веб-студии «АлаичЪ и Ко». Выступление было посвящёно изменениям в новом алгоритме АГС Яндекса 2015.
Для профессионалов отрасли не станет откровением, что 8 сентября 2015 Яндекс опубликовал в своём блоге для вебмастеров сообщение: «Сегодня мы делаем очередной шаг для борьбы со ссылочным спамом: теперь ограничения в ранжировании могут быть применены к сайту, злоупотребляющему размещением SEO-ссылок, независимо от его качества. Как и в случае с обычным АГС, ограничения сопровождаются аннулированием ТИЦ».
По случаю этого запуска спикер решил проанализировать статистику собственных проектов, сотрудничающих с биржами, ссылки по которым отбирались вручную в соответствии с определёнными критериями. Александр Алаев проанализировал 600 закупленных ссылок. В результате эксперимента выяснилось, что 12 % доноров попали под АГС. Рандомная выборка по другим проектам показала, что после запуска алгоритма ситуация в отрасли в целом была такой:
На следующем этапе из базы сервиса CheckTrust выгрузили все сайты с привязкой к бирже Sape за последние 90 дней. Всего получилось 90407 доноров. При выгрузке за основу брали следующие базовые параметры сайтов:
Из всей выборке под АГС попало чуть более 9% сайтов. Далее между собой сравнивались 2 группы сайтов: те, которые попали под алгоритм, и те, которые под алгоритм не попали. Выяснилось, что АГС затронул даже очень качественные сайты. В том числе, и ресурсы из Яндекс Каталога.
Статистика оказалась примерно следующей:
Как видно, из таблицы, сайты под АГС имеют большое количество страниц в индексе, а также большое количество исходящих ссылок.
Отличия нового АГС от фильтра АГС-40 оказались значительными: если наличие сайта в каталогах DMOZ и Яндекса давали ему определённый иммунитет в плане попадания под АГС-40; то новая версия алгоритма, стала буквально противоположной. Единственный общий момент – это обязательное обнуление тИЦ. Новый АГС карал те сайты, которые продавали больше всего ссылок:
Выводы по результатам исследования АГС-40 были такими:
Вывод по итогам изучения нового АГС напрашивается сам собой: теперь ограничения в ранжировании могут быть применены к сайту, независимо от его качества. Таким образом, новый АГС (при первом приближении):
По сути, этот тот же Минусинск, только, работающий в «обратном направлении».
Чтобы подтвердить или опровергнуть допущения, автор исследования рассмотрел следующие данные по сайтам:
Картина получилась следующая: сайты под АГС имеют в 5-10 раз больше страниц в индексе и в 3-4 раза больше входящих ссылок.
Отношение проиндексированных страниц к внешним ссылкам - на уровне погрешности.
После того, как была сделана нормировка и построены еще графики, выяснилось, что: какой-либо внятной параметрической зависимости наложения АГС нет. Скорее всего, Яндекс просто (не исключено, что рандомно) наложил фильтр на часть сайтов, торгующих ссылками. Эта акция носит карательный характер, и никто от нее не защищен. Процент доноров под АГС в биржах, как будто намекает на то, что Яндекс взял и наказал каждого пятого.
Из этого следует вывод: вебмастеру защититься от АГС по очевидным параметрам, которые парсятся, нельзя. Если и есть какие-то рекомендации для продолжения торговли ссылками, то они находятся за рамками проведённого исследования.
Получившиеся графики выглядели следующим образом:
Если исходить из результатов сводной статистики бирж ссылок за 90 дней, то получается, что бὸльшая часть ссылок в биржах попала под АГС после 8 сентября. То есть, после обновления фильтра:
О том, как это сказалось на рынке продажи ссылок, демонстрируют следующие графики:
Первое падение сайта topsape было вызвано действием Минусинска – сайт потерял практически половину ежедневного заработка. Последующие падения в выдаче вызваны действием АГС:
Как видно, после запуска Минусинска и АГС, люди теряют деньги, которые могли бы заработать на ссылках.
Свои рекомендации относительно того, как вывести сайт из-под АГС, докладчик предпочёл выразить цитатой заявления самого Яндекса про новый АГС: «Для снятия ограничений в ранжировании достаточно отказаться от размещения SEO-ссылок». Ещё одна цитата Яндекса про Минусинск звучит практически так же: «Отказ от использования SEO-ссылок устранит риск ограничений в ранжировании».
В целом же, ключевые правила для вебмастеров в эпоху Минусинска и АГС звучат примерно так:
Продолжая свой доклад, Александр также поделился любопытной идеей заработка на АГС:
Возвращаясь к рекомендациям вебмастерам, спикер озвучил следующие моменты:
Наконец, Александр Алаев порекомендовал снимать ссылки с доноров под АГС. Причём, если купленных ссылок много, а под фильтром более 40%, то делать это лучше в несколько итераций.
Что же касается сайтов, находящихся под АГС, но не из бирж, то их количество после новой волны практически не изменилось:
Иванов Дмитрий: Когда вы проводили анализ коррелированности тех или иных факторов, то использовали критерии «сайт под АГС» и «сайт не под АГС». Возможно, имело смысл обучить алгоритм сервиса еще и на предмет качественных и некачественных источников ссылок. Как размечали сайты?
Александр Алаев: Первые версии формулы были размечены на основе моей выборки, основанной на данных по моим сайтам. Большинство из них были личными. В эксперименте было задействовано несколько человек, которые просматривали эти сайты.
Роман Морозов: Саша, как ты думаешь, АГС делает поиск лучше? Не уйдут ли пользователи в Google.
Александр Алаев: Я затрудняюсь сказать. Возможно, если бы сайты заметно проседали по всем запросам, то это бы и случилось. Но, учитывая, что это сайты довольно популярные ( в выборке присутствуют сайты, свыше 10 тыс. посетителей), то они проседали не сильно. Ситуации, как при запуске Минусинска, когда сайты пропадали из выдачи по витальным запросам, в данном случае не наблюдалось.
Игорь Бакалов: По сути, ты предлагаешь брать ссылки с ГС по завышенным ценам, и эти ссылки должны хорошо работать?
Александр Алаев: Во время исследования я заметил, что под АГС попали популярные сайты в плане закупки на них ссылок. Я не предлагаю покупать ссылки с ГС, возможно, нужно покупать очень дорогие ссылки при прежних критериях качества. Имелось в виду то, что надо приобретать ссылки, которые раньше не пользовались популярностью у большинства.
Алексей Терехов: А ты не думаешь, что ты убиваешь рынок ссылок?
Александр Алаев: Порядка 20% сайтов в Wizard.Sape попало под АГС, и эта статистика близка к результатам исследования. Влияния на рынок доклад не окажет.
Наиль Байков: Ты против ссылок?
Александр Алаев: Я не против ссылок, но к этому вопросу сейчас нужно подходить осторожно и избирательно. Возможно, есть смысл искать другие способы продвижения.
Комментарии