Сегодня, 14 ноября 2014 года, в Киеве проходит крупнейшая ежегодная конференция и выставка «Бизнес интернет-магазинов 2014», посвященная мультиканальному ритейлу и электронной коммерции. Организатором конференции выступает, компания OWOX. Давно не секрет, что конференции от OWOX всегда собирает лучших экспертов в сфере e-commerce, ведь у организаторов большой опыт в подборе правильного контента.



В рамках секции «Привлечение и возврат клиентов» выступил Александр Колб, генеральный директор компании Promodo, представив доклад с неожиданным названием «Остановите маркетинг. Займитесь собой».





Компания Promodo специализируется на продвижении сайтов электронной коммерции, проектов, среднего и крупного бизнеса. Свой доклад Александр посвятил проблемам стратегии развития бизнеса в сфере e-commerce.



Система сбалансированных показателей включает в себя: финансы, внутренние бизнес-процессы, обучение и карьерный рост, клиентскую базу, все это завязанное на едином видении и стратегии.



Упрощенный аналог e-commerce выглядит так:




Бюджет на маркетинг



Люди



Процессы



Железо


И если сегодня уже никого не удивляет понятие многоканальности (multi-channel), то omni-channel – стратегия многоканальных продаж, все еще нуждается в некоторой популяризации.



Multi-channel сегодня:




GSP



Google GDN



Google-поиск



Яндекс-поиск



Ремаркетинг



DFA



Баннеры



CPA-площадки



Контекст в FB и VK



Ремаркетинг в соцсетях



Прайс-агрегаторы



etc


А omni-channel - это не просто реклама, а подход к потребителю через все доступные торговые каналы. Эта стратегия должна учитывать также и методы оплаты, включает в себя бюджеты и планирование, тизеры, mail.ru и т.д.



Итак, допустим, бюджет на маркетинг есть, что с людьми? Александр напомнил слушателям, что как таковой e-commerce появился в 2006-2007 годах. Позднее крупные игроки начали развивать стратегии многоканальных продаж, и конечно же встал вопрос – что лучше, самим заниматься разработкой (in-house) или обращаться к помощи сторонних специалистов (outsource)?



Докладчик убежден, что сегодня лучше совмещать и то и другое. Это обусловлено тем, что инструменты усложняются, и каждый бизнес нуждается в квалифицированной и высокопрофессиональной экспертизе. Кроме того, один человек не в силах охватить все, даже в рамках одного механизма работы рекламных каналов, а если такой человек и существует в компании, то всегда высока вероятность потерять его, и вернуться в изначальное состояние.



Так, например, у компании Promodo есть печальный опыт найма разработчиков с 4-5 курса института, в результате – 3-4 года и они уходят. Как стимулировать разработчиков? Достойно платить.



В пользу аутсорса также и тот факт, что правильно выстроить и мотивировать работу непрофильного отдела внутри e-commerce-площадки очень сложно, приходится постоянно соревноваться с компанией, специализирующейся на чем-то одном. Докладчик привел в пример компанию Lamoda, у которой есть собственная доставка, разработка и т.д. Чистый убыток компании в 2012 году составил 1,37 млрд. рублей, а в 2013 году – 1,7 млрд. Основная причина убытков – затраты на логистическую и IT-инфраструктуры, в том числе и на собственную службу доставки «Lamoda Express», которой очень тяжело конкурировать с Новой Поштой.



Возникает закономерный вопрос – а кто же делает маркетинг?



Александр считает, что в нынешних условиях наилучшим решением является объединение команд внутренней и внешней экспертизы. Функции генерации идей и интеграции разделяются между командами.



Маркетинг – прямая задача предпринимателя. Ее нельзя перекладывать на подрядчика или аутсорсинг, это приводит к потере связи с клиентом. Подрядчик так и должен говорить клиенту – «Воспринимайте нас как наковальню: мы настроим инструментарий». Ибо сегодня завышены не только ожидания от подрядчика в развитии проекта, но и от инструментов и их влияния на продажи.



IТ (железо и скорость внесения изменений на сайт) – самое больное место в e-commerce современной Украины. Докладчик привел несколько примеров наиболее распространенных проблем, решение которых напрямую влияет на конверсию, однако зачастую откладывается на неопределенный срок.



Влияние скорости загрузки на конверсию трудно переоценить:





Пример 1



- Со страницы поиска уходит около 60% посетителей (против 85 текущий клиент)



- Конверсия для цели «оформление в корзину» составляет 0,4% (против 0,29)



- Если улучшить выдачу на странице поиска и оптимизировать корзину, и предположить, что это приведет к увеличению конверсии хотя бы на 0,01%, мы получим увеличение продаж на 3,5%



Это даст абсолютный прирост в 307 454 грн.



Решение: Нет возможности внедрить: у IT – загрузка, после НГ



Пример 2



Аналитика показывает проблему главной страницы – с нее уходит 89% посетителей. В то время как в других магазинах этот показатель составляет – от 50% до 76%. Если устранить проблемы и снизить процент отказов хотя бы до 70%, то это даст примерно +10% к продажам.



Это сделать очень нужно и крайне важно, так как хорошие конверсии на площадке дают именно те пользователи, которые заходят с главной (0,86% против 0,48% по всем страницам входа).



Решение: Нет возможности внедрить: у IT – загрузка, после НГ



Пример 3: Изменение карточки товара





Рост конверсии на 22%. Рекламные бюджеты – сотни тысяч гривен в месяц. Решение заняло срок в 2 года.



Пример 4



Фильтрами в категории пользуются (исходя из просмотров результатов фильтрации)




Сайт 1 – 0,95%



Сайт 2 – 4%



Сайт 3 – 4,3%


На первом сайте нет возможности изменить систему фильтров в короткий промежуток времени, другие приоритеты, загрузка и т.д.



Пример 5: Мобильные продажи





Сайт «кривой» на мобильных: не видны кнопки навигации и «Купить». Решение откладывается – больны разработчики.



Пример 6: Устранение технических недоработок сайта





Такая простая задача, как сайт без технических проблем и внедрение небольших изменений с версткой страниц.



Реализация – 1 месяц, рост – 65%



К чему собственно это все? К тому, что ожидания остались в 2006 году. Всем раньше слишком просто давались позиции и трафик, а сегодня оптимизация уже не дает быстрого роста продаж. Ожидания от внутренних отделов продвижения завышены, нужна глубокая экспертиза и сильная команда для принятия правильных и быстрых решений. И, не смотря на то, что тяжело выстроить отдел разработки на стороне площадки, но строить его нужно, - отдавать это на аутсорс нельзя.



По мнению докладчика, сегодня не так важны рекламные бюджеты, как сильная команда на стороне площадки и гибкость. Подход «придем-вольем» больше не работает, зато есть масса возможностей в поле собственного влияния.



Александр Колб про IT: «Выносите e-commrce-разработку в поле влияния digital-направления, совмещайте внутреннюю и внешнюю экспертизу. И стимулируйте рублем!».



По словам докладчика, категорийные менеджеры не понимают онлайн. А далеко не весь товар, продающийся оффлайн, продастся онлайн. Ключевой вопрос: с чьей полки мы торгуем (своим или с чужого склада). В онлайне дешевле привлекать клиента при большой полке.



Категорийный менеджмент предполагает появление товара на сайте только после того, как он появился на складе. А это обрезает возможность собирать предзаказы. Категорийщик, контент-менеджер никак не подчиняется человеку, отвечающему за трафик сайта. И очень важно помнить, что большая часть продаж в электронике – это модельный трафик, поэтому количество SKU нужно обрезать самостоятельно.



Digital-отдел на стороне клиента должен выглядеть так:





При этом Александр советует обратить внимание на то, что:




Глобальная аналитика данных и стратегии находятся в зоне ответственности руководителя направления



Сильный IT-департамент и влияние отдела digital на его работу



Категорийный менеджер работает в синергии с отделом



Не смешивать: SEO и контекст, медийку, SMM и контент-маркетинг – это разные люди



Контент-менеджеры подотчетны трафик-менеджеру. Идеально, чтобы за весь трафик отвечал один человек



Аналитика по каналам в компетенции руководителя каждого канала. Общие данные – руководитель всего направления



Отдельный KPI по каждому каналу и система стимулирования, адаптированная под каждый канал



Акции и промо – отдельные люди


В завершение своего выступления, Александр отметил, что сегодня мы слишком много уделяем внимания внешним факторам и сильно забываем о возможностях внутри площадки. IT должно быть ключевым фактором в стратегии развития площадки. Также сегодня очень важно понимание и сегментирование своего покупателя – понимание его модели поведения, атрибуция рекламных каналов, история привлечения, стоимость привлечения, LTV и т.д.




Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии