Подходит к концу 2013 год, символом которого в памяти оптимизаторов останется вовсе не змея, а появившийся интерактив на выдаче поисковых систем и грядущее бессылочное ранжирование, не так давно анонсированное Яндексом. Призрак бессылочного бродит по рунету, заставляя многих серьезно пересмотреть свои стратегии и подходы. Будет ли следующий год для мира SEO менее насыщен событиями, или нас ждут еще более серьезные перемены?
Об основных тенденциях развития поисковой оптимизации, наметившихся в истекшем году, а также о том, что ждет SEO в 2014-м, рассказывают специалисты отрасли.
Сергей Кокшаров (блог Devaka.ru ) среди основных тенденций 2013 года в интернете отмечает увеличение количества пользователей, увеличение среднего возраста аудитории, а также все растущую популярность мобильных устройств. Что же касается поиска, то главным трэндом, по его мнению, безусловно, является видоизменение формата взаимодействия пользователей с поиском и появление в выдаче новых элементов. «Факторы доверия и юзабилити для сайтов становятся более актуальными, - считает эксперт. -Ссылки становятся менее значимыми, использование агрессивных методов продвижения становится более рискованным».
В 2014 SEO видится Сергею как комплекс мер, направленных не только на улучшение сайта, но и на улучшение его видимости и представления в разных сервисах: «Разностороннее развитие сайта, грамотная аналитика и внедрение, помогут получать больше трафика, как из органического поиска, так и с других сервисов поисковых систем. При внедрении Яндексом своего Атома, сайты будут подстраиваться под интересы пользователя. А те, кто не будет этого делать, останутся на шаг позади».
Владимир Столбов (Siteclinic.ru) назвал выполнение задач пользователя прямо в поисковой выдаче без необходимости перехода на сайт «переманиванием пользователя на темную сторону». И обе ведущие поисковые системы рунета практически синхронно развиваются в этом направлении, только Google начал с информационных запросов – Knowledge Graph, а Яндекс, наоборот, с коммерческих – «Острова».
Однако, по словам Владимира, пока еще рано паниковать и кричать о том, что сайты будут не нужны в скором времени, однако тенденция есть, и она логична. Поисковые системы – это коммерческие проекты, и они стремятся привлечь пользователей, а не отдать их кому-то еще. «В остальном же, стоит говорить о развитии тенденций нескольких последних лет, а не о появлении новых, - считает специалист. - Об этом свидетельствует и обновление Пингвина в Google, и заявление представителей Яндекса о полном отказе от влияния ссылок при ранжировании в 2014 году».
Что же касается прогнозов, то Владимир считает, что в новом году еще больше будет чувствоваться, что потоково-конвейерное продвижение уже не работает.
Представитель «потоково-конвейерного продвижения» Сергей Цыплаков (SeoHammer.RU) в свою очередь считает, что уровень автоматизации в России уже давно превзошел уровень многих стран, вместе взятых. И поэтому SEO-2014 видится ему в повышении общего уровня качества сайтов и качества продвижения. Сергей отдельно отметил уже ставший просто необходимым комплексный подход, где будут работать не только ссылки и контент, но и многие другие факторы, влияющие на продвижение. По его мнению, «четко наметившиеся тенденции связаны в первую очередь с повышением уровня образованности клиентов и пользователей автоматических сервисов. Пользователи постоянно повышают уровень своих знаний, и это чувствуется по всем направлениям SEO. Будущий год (благодаря в том числе Яндексу) будет более приближен к пользователю и задачам, связанным с сайтами (юзабилити, доработка многих и многих сайтов)».
Усиленную работу над сайтами, юзабилити и конверсией в качестве прогноза для SEO-отрасли в следующем году отмечает и Василий Ткачев (All in Top), и именно поэтому новый год ему видится в позитивных красках. Тот факт, что отрасль меняется в лучшую сторону, что спамерам становится жить все сложнее и сложнее, что развалилось много спам компаний, кажется Василию очень приятным и обнадеживающим.
Елене Камской (SEOlib.ru), также 2014 год видится ярким и интересным, особенно для коммерческих тематик. Она также уверена, что в новом году еще больше придется работать над такими факторами, как доверие к сайту, известность бренда и юзабилити.
По мнению Елены, новым коммерческим сайтам, для того, чтобы отвоевать свою долю поискового трафика, придется обходить по качеству своих конкурентов-старичков. В некоммерческих тематиках вебмастерам придется изощряться, чтобы заинтересовать и удержать аудиторию и не залететь под АГС.
«В Google, думаю, будет продолжаться война со ссылками. Многие вебмастера поймут, что лекарство в виде disavow tool не всегда помогает, начнут снимать старые ссылки и осторожней относиться к наращиванию новых.
Думаю, что в следующем году эра ссылочных бумов закончится. Многие оптимизаторы все еще будут массово скупать ссылки, но больше по привычке, чем из-за эффекта», - считает Елена.
А вот Алексей Терехов (Admitad GmbH) уверен, что все останется по-прежнему: «Сделал сайт, добился индексации (не дождался, а добился), добился видимости в топ 100, и дальше начинаешь «тянуть» в топ 1. При этом основным фактором будет являться отсутствие внутренних SEO ошибок и контент, который король». Помимо этого эксперт уверен, что в 2014 году востребованы будут контент-маркетинг и накрутка социальных факторов, а также появится много людей, умеющих много и хорошо анализировать.
Появление в 2013 году узко специализированных профессионалов, работающих по направлениям копирайтинг, usability и digital-маркетинг, также было отмечено Сергеем Карповичем (Деловой Мир Онлайн). Что же касается будущего SEO, то, по словам специалиста, «рефлексия в продвижении всегда имела большое значение, сейчас мы ожидаем появление системологии и методологии поискового маркетинга, применение концептуального, научного подхода к решению задач оптимизации. Ожидаем повышения значимости специалистов по аналитике, анализу данных, компьютерной лингвистике, автоматической обработке текстов и других профессионалов из области информационных технологий».
Что касается специалистов, то самым популярным, влиятельным и наиболее проявившим себя в 2013 году, практически единогласно был назван Александр Садовский, доклад которого на конференции IBC Russia всех впечатлил и всем надолго запомнился.
Василий Ткачев также отметил Андрея Воронкова (Кокос), за его большую империю, Павла Кореневича (WebArtex), за его новый подход к статейной бирже, и Романа Морозова (Userator) за стремление перейти в белое SEO.
Елена Камская пальму первенства отдала традиционной для seo-сообщества тройке экспертов: Станислау Ставскому, Михаилу Сливинскому и Сергею Кокшарову.
А вот Алексей Терехов выделил Владимира Офицерова из Google и Кирилла Николаева из Яндекса. С каждым из них Алексею удалось в непринужденной обстановке пообщаться лично на Казанской SeoConference. «Ну а если говорить в целом о рынке - кто хорошо работает, тот и отдыхать успевает», - справедливо заметил Алексей. Он также считает, что профессиональные конференции - это отличная возможность встретиться «всем» в одном месте и этим обязательно надо пользоваться.
Сам Алексей в этом году посетил около десяти профильных мероприятий и, в отличие от многих других специалистов, вовсе не считает, что этот формат себя изжил. «Если конференции проводятся, значит, они нужны той целевой аудитории, которая там бывает, - говорит Алексей. - Даже если говорят, что конференция XXX уже не та, не стоит верить этому на 100%».
Владимир Столбов сообщил, что рассматривает конференции, как возможность взглянуть на рабочий процесс по-новому, с другой стороны. То есть, он их посещает в поисках новых вопросов, над которыми стоит подумать для повышения эффективности работы, а не в поисках инструкции о том, как нужно работать. Большинство же людей ожидает, что по каждому вопросу им разжуют и дадут полную информацию, чего, конечно же, не происходит. Поэтому ситуаций, когда Владимир был бы полностью разочарован в конференции, за этот год не было, хотя ему удалось побывать на 8 профильных мероприятиях и на половине из них – в качестве докладчика.
Василий Ткачев среди самых запоминающихся мероприятий 2013 года отметил конференцию Дмитрия Шахова SEO Калининград, одесскую «8p», воронежский РИФ и Конференцию в Ульяновске, которая хоть и стала уже традиционной, но качество ее ничуть не изменилось.
Однако самой важной и самой полезной Василий считает собственную конференцию AllintopConf, которую он очень ревностно готовит уже третий год - все доклады проходят лично через организатора и все некачественные отсеиваются, все доклады делаются специально для конференции.
Елена Камская также считает AllintopСonf одним из лучших узкоспециализированных мероприятий из тех, что ей довелось посетить. В 2013 году Елена посетила всего три конференции: AllintopСonf, конференцию Яндекса в Одессе и «8p». По ее мнению, большинство конференций сейчас ориентированы на широкую аудиторию, и поэтому не интересны серьезному специалисту.
Солидарен с Еленой и Сергей Цыплаков, чья компания участвовала во всех значимых мероприятиях 2013 года: «Год от года, к сожалению, видим тенденцию, что уровень докладов и уровень знаний пользователей начинают приближаться друг к другу. Недалек тот день, когда степень и новизна докладов будет составлять микропроцент, и все мероприятия превратятся в сборники рекламных докладов компаний и/или сервисов».
Схожее мнение высказал и Сергей Кокшаров, который сообщил, что в этом году посетил «не так много мероприятий, наверное порядка 20». Он считает, что формат конференций набирает популярность, и теперь каждая крупная компания хочет занять свою какую-то тему в этой области, что ведет к появлению большого количества новых ивентов.
«Мне понравилось, как сделали организаторы IBCRussia, объединив в одну конференцию несколько небольших ежегодных мероприятий. Сейчас владельцам онлайн-бизнеса сложно сделать выбор, куда пойти, каждый организатор привлекает своими плюшками, и значимость мероприятий падает. На мой взгляд, в стране должна быть одна значимая конференция по интернет-маркетингу, где подводят итоги года, где собираются все представители рынка, где отбирают лучших спикеров, можно выделить больше ресурсов на улучшение организации, в общем, очень много плюсов. Но регионы должны быть к этому готовы. Также, никто не отменяет узкотематические небольшие ивенты, которые всегда полезны».
Ну и наконец, мы попросили каждого из специалистов ответить на животрепещущий вопрос, касающийся отмены ссылочного: «Чем, на ваш взгляд, могут быть заменены ссылочные факторы?».
Владимир Столбов: «Вряд ли мне удастся придумать что-то новое в этом вопросе. Упоминания бренда, поведенческие факторы, соотношение прямых заходов к заходам из поисковых систем и т.д. Я, правда, не считаю, что ссылочные факторы будут отключены совсем – скорее всего, они будут рассматриваться как очень незначительный фактор. Приходит на ум сравнение с keywords – когда-то самым важным было оптимизировать именно его, а сейчас это уже необязательный метатег».
Елена Камская: «Мы с коллегами считаем, что ссылочный граф будет заменен на поведенческий – вместо самой ссылки будут учитываться переходы по ней. После того как большинство вебмастеров будут вынуждены поставить Я.Метрику, у Яндекса будет достаточно данных для анализа кликов по ссылкам».
Василий Ткачев: «Начнем с того, что ссылки никто не отменял и не собирался :) Александр же сказал - только для коммерческих запросов по Москве, остальное будет работать, как и работало. Да и кто мешает не использовать коммерческие слова в текстах ссылок? Я уже с 2007 года говорю всем про безанкорное, строю сложные схемы для естественности, но все продолжают спамить - это теперь их головная боль, раз не готовы. А как отменят коммерческое ссылочное - будет интересней, как минимум.
Помимо любимого безанкорного, я отдаю много времени изучению социальных факторов, которые работают на ура и в Google и в Яндексе. Даже с учетом того, что Александр настаивает, что они не учитываются - много моих экспериментов говорит об обратном. С другой стороны, социалки дают не только ссылочное, но и поведенческие метрики улучшаются».
Алексей Терехов: «Ссылочные факторы останутся, все и полностью их не отменят. Частично они будут замещены поведенческими и социальными сигналами».
Сергей Цыплаков: «Пока ничем, но даже если предположить, что на замену придут, например, социальные или поведенческие факторы, то Яндекс также продолжит искать пути борьбы с такой накруткой. И подобная накрутка будет куда более проще отсечена, так как ее себестоимость более дешевая, а масштабы бедствия велики».
Сергей Кокшаров: «Существуют подходы, позволяющие на основе языковых моделей и начальной документной коллекции строить связанные графы. Это те же ссылки, только не гиперссылки, поставленные вручную, а другие отношения документов, где связь это уже вероятностная величина. Грубо говоря, если раньше ссылка являлась бинарным мономом, означающим точную связь двух документов, то в подходе структурного ранжирования, основанного на языковой модели, ссылкой будет являться непрерывная величина, означающая вероятность связи документов. Вполне возможно, что Яндекс будет использовать именно этот подход в построении графов связей, используя их в последствии как один из сотни факторов ранжирования, не связанных со связями».
Материал подготовила Оксана Мамчуева
Комментарии